Айрат Фаррахов: «Поддержка регионов-доноров должна быть больше, потому что экономике нужны локомотивы»

12 Октября 2017

Автор материала: Егор Никитин
Депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов в беседе с журналистами ИА «Татар-информ» прокомментировал меры по выравниванию региональных бюджетов, предложенные Правительством РФ.

Депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов в беседе с журналистами ИА «Татар-информ» прокомментировал меры по выравниванию региональных бюджетов, предложенные Правительством РФ.


Айрат Закиевич, расскажите подробнее о выступлении вице-премьера Дмитрия Козака, который недавно пришел с докладом в парламент. Ожидаются изменения в межбюджетных отношениях?

А.Ф.: Вопрос межбюджетных отношений крайне актуален, он беспокоит всех депутатов, поскольку они уполномочены вещать в интересах своего субъекта. Сегодня на пленарное заседание Госдумы был приглашен вице-премьер правительства Дмитрий Козак, он курирует вопросы межбюджетных отношений. Также был приглашен министр финансов. И главная задача, которая перед ними стояла – озвучить стратегию правительства на ближайшие годы в части межбюджетных отношений. Почему так остро стоит вопрос? Общий долг регионов достигает 2,3-2,7 трлн рублей. Это очень серьезная долговая нагрузка. Более 50 субъектов имеет объем долга более 50 процентов по отношению к налоговым и неналоговым доходам, а 8 субъектов имеют долг величиной более 100 процентов долга в соотношении к налоговым и неналоговым поступлениям.

В целом, Дмитрий Козак попытался объяснить структуру сложившейся ситуации – что предпринимает Правительство РФ в настоящее время, и что будет предприниматься в будущем. В определенной степени, эта проблема складывалась в последние годы и во многом она складывалась из-за того, что многие федеральные ведомства самостоятельно устанавливали те или иные полномочия, на которые не выделялось достаточное количество денег. На них не было достаточного количества налоговой базы в субъектах России.

Что планируется делать с проблемными регионами?

А.Ф.: Во-первых, проработала большая, серьезная комиссия, которая провела инвентаризацию всех расходных полномочий субъектов Российской Федерации. Эта комиссия дала оценку того, насколько субъект сегодня способен выполнять те полномочия, которые у него есть в соответствии с законодательством. И оказалось, что в 57 субъектах РФ сегодняшний налоговый потенциал не позволяет им самостоятельно выполнять свои полномочия. Соответственно, 12 субъектов по сегодняшней методике являются донорами. А еще у 28 субъектов, которые также получали дотации,  потенциал позволяет выполнять эти полномочия. Следовательно, объем дотаций для данных субъектов, по мнению комиссии, несколько избыточен.  

В целом, в части урегулирования ситуации по полномочиям субъектов, Правительство РФ разработало модельный бюджет. Создан модельный бюджет, который предусматривает среднюю стоимость тех полномочий, которые есть у субъектов РФ. При этом, когда создавали модельный бюджет, не учитывали расходы на эти полномочия 10 самых богатых и 10 самых бедных регионов, то есть это действительно средневзвешенная стоимость. Что это на самом деле даст? Это дает правительству возможность более взвешенно подходить к дотациям и поддержке субъектов РФ.

Эти новвоведения как-то отразятся на Татарстане?

А.Ф.: Что это могло бы дать Республике Татарстан? Общеизвестно, что 70 процентов налоговых и неналоговых доходов, которые получаются на территории Татарстана, отчисляются в федеральный бюджет. И республика, являясь регионом-донором, зачастую испытывает значительно большие проблемы, чем дотационные регионы, поскольку мы постоянно развиваем инвестиционный потенциал и должны предусматривать дополнительные расходы на инвестиции. Из-за того, что мы – регион-донор, мы исключены из целого ряда федеральных программ. И даже там, где мы включены в российские программы,  мы зачастую вынуждены софинансировать значительные суммы. В целом ряде случаев это не позволяет развивать социальные программы и, на наш взгляд, это ущемляет наших избирателей, которых мы представляем здесь, в Госдуме. И поэтому наш главный вопрос, – каким образом в данной системе будут поддержаны регионы-доноры, которые постоянно развивают свой инвестиционный потенциал и добиваются дополнительных инвестиций?

Есть какие-то конкретные предложения по решению этой проблемы?

А.Ф.: Было предложено несколько инструментов. Первое – не вмешиваться в полномочия регионов и законодательно установить мораторий на принятие льгот по налоговым доходам субъектов на федеральном уровне. Объем льгот, который сегодня установлен, превышает 450 млрд рублей. И если мы вынуждены рассматривать такие законы, которые снижают налоговую базу субъектов, то мы будем должны предусматривать в федеральном бюджете компенсации за такое принятое решение. Второй инструмент – это 20 млрд рублей грантов тем регионам, которые добиваются существенного прироста налоговой базы. Надо сказать, что в прошлом году это было 5 млрд рублей, в этом году – предусмотрено уже 20 млрд рублей. На 2018 год и ближайшую трехлетку эти расходы также предусмотрены. Правда, на сегодняшний день, они еще не распределены. И методика распределения, я думаю, будет определена с участием депутатов до конца года. Третье – это реструктуризация бюджетных кредитов. В общей сложности, на 2018-2019 годы субъектам не надо будет возвращать в федеральный бюджет 428 млрд рублей. Эту сумму реструктуризируют на 7 лет. При этом если регионы добиваются прироста налоговой базы за эти семь лет, то эта сумма в дальнейшем будет реструктуризирована до 2029 года, то есть еще на 12 лет.


Кроме того, федеральный бюджет берет на себя обязательства распределять все субсидии, которые предполагается направлять в субъекты непосредственно законом «О бюджете». Раньше была проблема, когда субсидии распределялись в середине года и регионы не знали объем ассигнований, который они получают. Сейчас в федеральном бюджете из 65 субсидий 52 уже распределены, а ко второму чтению распределят все остальные.

Другая важнейшая позиция – это перераспределение 1 процента налога на прибыль в пользу федерального бюджета. Так вот, по обращениям, в том числе и депутатов от Татарстана, а мы неоднократно поднимали этот вопрос, правительство приняло решение. Прирост налога на прибыль, который начисляется в федеральный бюджет, это 36,7 млрд рублей, вернется в бюджеты субъектов, которые добились максимального прироста. Это очень важная инициатива.

Что вы можете сказать по итогам выступления членов правительства РФ?

А.Ф.: В целом, обсуждались очень серьезные и важные инициативы, которые решают определенную часть проблем региональных бюджетов, в том числе, их долга. При этом незначительно решается вопрос по регионам-донорам. Но, конечно же, мы не увидели прямого решения проблем и поддержки бюджетов регионов-доноров, которые постоянно работают и имеют высокий инвестиционный потенциал. На наш взгляд, такая поддержка могла быть больше, потому что экономике нужны локомотивы.




Самое читаемое
Комментарии







Экономика

Приложение «Этажи»: как найти или продать квартиру за пару кликов?

Купить недвижимость, рассчитать ипотеку, арендовать жилье или узнать рыночную цену квартиры? Это кажется сложным, но на самом деле ответ на любой из этих вопросов есть в новом мобильном приложении «Этажи». Директор федеральной риэлторской компании “Этажи” Марат Галлямов рассказал, как за пару кликов найти дом своей  мечты.

Экономика

В каком объеме представлена продукция татарстанских производителей на полках универсамов и возможно ли расширение ассортимента

Татарстан является одним из лидеров Российской Федерации по производству сельскохозяйственной продукции. Так, мы традиционно входим в тройку лидеров по производству молочной и мясной продукции и в первую пятёрку по производству зерновых. Но, как известно, урожай не тот, что на полях, а тот, что в закромах.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна