«Есть большая возможность для злоупотреблений»: Российские ритейлеры просят налоговые льготы на «просрочку» для передачи в благотворительность

9 Октября 2019

    Автор материала: Диана Авакян
    Сейчас потери продуктов питания в российских магазинах в среднем оцениваются в 2 – 6% от розничного товарооборота, сообщили в Ассоциации компаний розничной торговли.

    Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предложила не взимать НДС и налог на прибыль с продуктов, у которых истекают сроки годности. Предполагается, что товары будут безвозмездно направлены на благотворительные цели. Некоторые заявляют о рисках создания лазейки для неуплаты налогов. Другие предполагают, что сама мера неэффективная и не будет стимулировать благотворительность. Подробнее — в материале ИА «Татар-информ».


    В России не установлен порядок передачи просрочки в благотворительность

    Сейчас в российском законодательстве не предусмотрен какой-либо порядок передачи продукции с истекающим сроком годности на благотворительность. Любая, даже бесплатная передача продукции считается продажей. И даже если торговые сети начнут передавать продукты на благотворительность, магазину придется заплатить налог на прибыль 20% и НДС, рассказали ИА «Татар-информ» в Ассоциации компаний розничной торговли.

    Для того чтобы подобная инициатива начала работать, необходимо ввести в законодательство соответствующие определения и исключения в Налоговый кодекс. Так, ассоциация предложила парламентариям не взимать НДС и налог на прибыль с таких продуктов.

    «Будет ли закон внесен на обсуждение в Госдуму и сроки рассмотрения зависят от инициативы депутатов и соответствующих комитетов Госдумы, которые могут обсудить эту инициативу. Если данная инициатива будет сформирована и принята как законопроект в Госдуме, потребуется не менее полугода только для ее рассмотрения», — отметили в АКОРТ.


    Продукты отправляются на свалку или переработку

    Сейчас потери продуктов питания в российских магазинах в среднем оцениваются в 2 – 6% от розничного товарооборота. Ежегодный объем пищевых отходов в организациях, входящих в АКОРТ, может составлять 700 тыс. тонн. Из них 25% приходится на торты, молочную гастрономию, мясные деликатесы, колбасу и бакалею. Еще 30% — на мясо, рыбу и птицу, 45% — на фрукты и овощи.

    «После того как срок годности продовольственных товаров истечет, ритейлер снимает их с учета, а затем списывает на утилизацию. Компании вывозят продукты на свалку либо в некоторых случаях передают заводам по переработке», — добавили в организации.

    Сегодня налоговое законодательство РФ построено таким образом, что уничтожение продуктов питания значительно дешевле их передачи благотворительным организациям накануне окончания срока годности. Об этом ИА «Татар-информ» сообщили в пресс-службе X5 Reatail Group.

    «Объем налоговых отчислений, которые по Налоговому кодексу организация должна осуществить в рамках передачи товаров на благотворительные цели, может составлять 40% стоимости этих продуктов», — говорится в сообщении.

    Представители других розничных сетей не ответили на запрос агентства.


    Экономист КФУ: «Освобождение ритейлеров от НДС не простимулирует благотворительность»

    Освобождение ритейлеров от уплаты налогов с просроченных товаров для передачи средств на благотворительные цели не будет работать на практике. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ» высказал доктор экономических наук, профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Казанского федерального университета Игорь Кох.

    «Большинство предприятий розничной торговли находится на разных упрощенных системах налогообложения, они и так не платят налог на прибыль и НДС напрямую. Я бы сказал, что данное предложение не слишком проработано с точки зрения экономики именно для самих предприятий торговли. Есть идея, чтобы стимулировать подобное поведение магазинов и продавцов. Но эта идея в данном виде практически работать не сможет», — объяснил он.

    При этом в России действительно необходимо разработать нормативную базу для легализации бесплатной раздачи продуктов. Инициативы должны быть финансово поддержаны, в том числе и налоговыми методами, продолжил Кох.

    «Какая там прибыль, если этот продукт безвозмездно передается на благотворительность? Там прибыль и не возникает у предприятия. Подобное стимулирование не будет работать», — добавил экономист.


    Айрат Фаррахов: «Льготы могут стать источником злоупотреблений»

    Рассматривать инициативу ритейлеров смогут только через год. Есть такое правило, что до 1 октября все изменения в налоговое законодательство должны быть приняты. Об этом ИА «Татар-информ» рассказал депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов.

    «Я всегда против льгот, потому что мы не всегда можем определить их эффективность. Они становятся источником для сокрытия истинного состояния дел. В данной ситуации, если мы устанавливаем льготы на продукты с истекающим сроком годности, есть большая возможность для злоупотреблений. Я считаю, что это не самое лучшее [решение], даже под таким благовидным предлогом, как помощь людям, которые в этом нуждаются», — отметил собеседник агентства.

    Депутат также считает, что необходимо разработать государственную программу, в рамках которой нуждающимся выделяли бы продуктовые чеки.

    «Надо или не надо помогать людям, которые нуждаются? Однозначно надо, но не давать им испорченные продукты и продукты с истекающим сроком годности. Нужны государственные программы, [в рамках которых] людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, будут предоставлять продуктовые чеки», — заключил Фаррахов, добавив, что таким образом государство сможет обеспечить поддержку не только своим гражданам, но и ритейлерам.






    Самое читаемое
    Комментарии







    Экономика

    «Кредитовать нельзя запретить»: что такое показатель долговой нагрузки?

    С 1 октября 2019 года банки и микрофинансовые организации обязали при выдаче займа, который больше 10 тыс. рублей, рассчитывать ПДН — показатель долговой нагрузки. Зачем его ввели, как изменения коснутся кредитополучателей и что делать человеку с плохой кредитной историей — в материале ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна