Рамис Латыпов: Непризнанные знаменитые, или мысли после концерта Татарского государственного ансамбля песни и танца

Прочитано: 1635 раз

Давно думал, какими же словами можно оценить наш прославленный ансамбль. Наконец, нашел. Стоило бросить взгляд в зал, где проходил юбилейный концерт Татарского государственного ансамбля песни и танца, в мыслях образовалось это сочетание слов: «Танылмаган танылганнар» («Непризнанные знаменитые»).

В самом начале хочу высказать в адрес коллектива все самые прекрасные слова, которые только имеются в мире. Концерт, оформление, репертуар, певцы, танцоры – все достойно самой высокой оценки. Мероприятие высшего уровня, его не стыдно показать зрителю из любой страны.

Это было восхваление, а теперь – реальность. Сейчас в моде отмечать залы и исполнителей какой-либо цифрой и знаком «плюс». Исходя из этого, можно оценить, насколько они современны. Зритель ансамбля песни и танца был в категории «45+».

В связи с событиями последнего времени одно вызывало беспокойство. Вот мы – народ, обладающий таким богатством. И это богатство на наших глазах уходит вместе с целым поколением. Подчеркну – уходит у нас на глазах. А мы не можем его удержать. Хочется сказать словами Тукая: «Шушы халыкныннмы хокукка хакы юк?» («Неужели у этого народа нет права иметь права?»).

Категория «45+» означает отставание от современных трендов. Чтобы понять, что это, достаточно взглянуть на мероприятия в Союзе писателей. Писатель может сказать «мои книги также читает и молодежь», но, если на творческом вечере в зале сидят «45+», все понятно – не читает.
Татарский государственный ансамбль песни и танца – коллектив, сумевший сохранить и передать песни, музыку нашего народа от ушедших веков до наших дней. Это было показано также и на юбилейном концерте. Видеозаписи, сделанные 30, 40, 50 лет назад, были продемонстрированы в сравнении с современными номерами. Я бы назвал ансамбль неким «волшебным сундуком», сохранившим татарские песни в неизменном виде. Спасибо им! Коллектив не только сохранил это богатство татарского народа, а был в поисках, находил новые жемчужины, обогащал это наследие и донес до наших дней.

Донес… но для кого? Взглянув на зрителя, можно понять – передал поколению, слушавшему записи этого ансамбля еще из радиоприемников, где звук шел вперемежку со скрежетом проводов и смотрел с вогнутых как дуга экранов черно-белых телевизоров. Передал воспитанному этими же мелодиями поколению эти же песни. Слов нет, это радует, такая работа достойна похвалы. Но где же молодое поколение? Почему оно осталось в стороне?

Почему мы знаем ансамбль? Потому что, как я уже сказал, мы росли на его записях. Они были и на радио, и на телевидении. Поэтому мы его смотрим. А что происходит сейчас? На радио выступления исполнителей ансамбля не звучат. Ретро могут прозвучать, а выступления нынешних исполнителей – нет. На телеканалах еще можно посмотреть ретро-записи ансамбля, а современные не увидишь. Скажете, что на радио за ротацию просят денег, а на телевидение вовсе не пробиться. Да, это так. Но причина не только в этом. Возможно, я сильно ошибаюсь, но я считаю, что это сам ансамбль не видит необходимости попасть на радио и телевидение. Они и не ставят перед собой такой цели. Пусть примут лояльно мое сравнение двух коллективов, но когда ансамбль «Казань» захотел стать популярным у молодежи, как только он себя не рекламировал! И их концерт не был «45+».

И вот теперь какая-нибудь молодая девушка или парень послушают «Бормалы су» в измененном варианте на фестивале «Узгэреш жиле», и подумают, что эта песня должна звучать именно так. А где же они могут посмотреть запись этой песни в исполнении Государственного ансамбля песни и танца? Не увидят и придут к мнению, что настоящая культура татар именно такая, как она представлена в «Узгэреш жиле». Потому что они воспитываются на этом. Затем они повторят нашу участь. Молодой парень или молодая девушка, кому сейчас 18 лет, в 45 пойдут смотреть «Бормалы су» не в исполнении госансамбля, а ту, которая была в «Узгэреш жиле».

Перед Государственным ансамблем песни и танца поставлена задача сохранить эти песни. Они это делают. Если хотите знать, какие они – татарские песни, езжайте на зарубежные гастроли с ансамблем. Или приходите на юбилейный концерт, купите диск. Они до сих пор продают диски, видимо, не знают, что подросло уже новое поколение, которое даже не знает о существовании компакт-дисков.

Мне кажется, сейчас то время, когда такие записи, составляющие национальное богатство татар, нужно раздавать всем бесплатно. Это наследие, переданное ансамблем, мы должны иметь возможность смотреть «с каждого утюга».

Причем такое явление у татар во всех областях – наше богатое наследие лежит у кого-то в «закромах». Чтобы найти эти материалы, надо постараться, задаться такой целью. Хочешь почитать произведения классиков? Иди в библиотеку. Русских классиков давно всех выложили в интернет, наберешь в поиске – вылезут 145 сайтов: открывай любой удобный тебе, читай! У татар не так. А хочешь посмотреть старинные спектакли? Сиди у телевизора и жди, когда же их покажут или ступай в архив. Такая ситуация во всех областях. Словари, литературное наследие, видео, аудиоконтент – эти вещи, по сути, являющиеся богатством всего народа, в действительности, очень далеки от народа.

Как я уже отметил, наверняка ансамбль испытывает определенные трудности в донесении этого богатства народу. У них нет своего зала, просить их ездить с концертами по районам – тоже было бы неправильно. Пусть мои слова не будут восприняты как упрек в адрес ансамбля – это вовсе не так! Думаю, если зритель юбилейного концерта был «20+», они и сами были бы этому очень рады. Певцам, танцорам – ничего, кроме «браво!».

В наше время, когда вся информация идет из интернета, если ты не присутствуешь в интернете, значит, тебя самого тоже нет. Сайт ансамбля очень бедный, естественно, он на русском языке, новости на татарском перестали выходить еще в 2015 году.

Если хотим, чтобы ансамбль выжил и передавал культурное богатство татарского народа не только уходящему поколению и на зарубежных смотрах, его надо сделать всетатарским наследием. В первую очередь решить вопрос с размещением их записей на радиоэфире и в интернете, а видеозаписей – в программе телеканалов и на Youtube. Татарские песни, татарская народная музыка, прежде всего, нужна самому татарскому народу, а не любителям этнической музыки где-то во Франции или Бурятии. Если эта задача не будет реализована, татары, воспитанные попсой из радио, продолжат жить своей жизнью, а заключенная за высокие стены настоящая татарская музыка – своей. Пока не встретятся на том свете. Хотя там они друг друга могут и не узнать.

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна