Бизнес во имя прибыли – это, возможно, одна из наиболее безответственных идей

18.02.2019

    Том Роулинс, преподаватель Московской школы управления «Сколково», основатель инициативы Leading Integrity, рассказал, почему он уверен, что бизнес, «заточенный» лишь на получение прибыли, ждет неизменный крах. 

    Одна из целей, которую я преследую, работая с вопросами бизнес-этики в Московской школе управления «Сколково», – это разрушить миф, что миссия бизнеса – приносить прибыль. Бизнес во имя прибыли – это, возможно, одна из наиболее безответственных идей, которая заразила все лучшие бизнес-школы по всему миру за последние 50 лет.

    Эта идея, также известная как модель акционерной стоимости, быстро распространилась в тот момент, как Мильтон Фридман в 1971 году постулировал, что единственная социальная ответственность бизнеса – генерировать прибыль. Бизнес-школы сейчас осознают и экономическую, и моральную ущербность этой модели и начинают придерживаться этической теории бизнеса, где прибыль – показатель устойчивого развития.

    Прибыль – это результат, но не цель. Без прибыли бизнес не выживет долго, но, если у бизнеса нет понятной идеи, ради чего он существует, то непонятно, на каком фундаменте можно бизнес строить.

    Наша идеология – это наш взгляд на мир, как мы его видим (от греческого idein – видеть). Без разделяемой идеи, кто мы есть и ради чего мы вместе работаем, мы не организация, а всего лишь группа людей. Роль лидера в компании – вести ее в общепринятой парадигме, кто мы есть как компания, чего мы хотим достигнуть, почему и какие шаги для этого предпринимаем. Если у главы компании нет идеи бизнеса, или команда ее не разделяет, непонятно по какой дороге нам идти.

    Элементы корпоративной этики можно обнаружить в общем этическом кодексе: цели компании, видение, миссия, основные ценности и принципы, если они грамотно сформулированы.

    Прибыль, повторяю, – это результат, который позволяет компании существовать, прибыль – это не идея, которая позволяет генерировать прибыль как результат. Если у нас нет идеи, что и почему мы делаем, прибыль уменьшится или вообще исчезнет, как долгосрочный результат.

    Я не считаю, что строить бизнес в России особенно трудно. Поколение российских бизнесменов из 90-х, возможно, действительно другое. Это было время разрушения правил и все были выброшены в свободное плавание, не умея плавать. Это было время, когда выживали сильнейшие. Сейчас бизнес – более цивилизованный, по моему мнению, и я не вижу большой разницы между молодыми российскими и европейскими предпринимателями.

    В 1998 году я участвовал в поглощении старого советского предприятия (Том Роулинс в качестве вице-президента и заместителя генерального директора по общим вопросам компании Rockwool руководил поглощением бывшего советского завода с 600 сотрудниками в городе Железнодорожный в Московской области – Ред.). Нам очень повезло, что директор советского предприятия оказался мудрым и опытным руководителем, который начинал работать как мастер на этом же заводе. Впоследствии он и собрал вокруг себя очень сильную команду. Датская компания, на которую я работал тогда – крупнейший и самый современный в мире производитель каменной ваты, которая открыла одно из самых современных производств в Татарстане в 2012 году, а этот завод – лучшее производство на территории бывшего Советского Союза.

    Что я сразу же заметил, все были профессионалами из одного бизнеса, не важно носителями какой культуры они являлись и в какой стране жили. Мы говорили на одном языке и понимали друг друга очень быстро. Поглощение произошло во время кризиса 1998-го, и оно прошло гладко. Например, Марина Потокер, которая работала на советском заводе до поглощения инженером, сейчас является генеральным директором всех заводов этой компании на территории России.



    В целом везде строить бизнес нереально трудно и надо реально трудиться. Но любому бизнесу необходима реальная идея, которая сможет мотивировать руководителя и команду, чтобы бизнес вообще случился и развивался.

    Leading integrity (в значении добросовестности, высокого уровня приверженности определенным этическим, духовным, культурным принципам) – это личный выбор каждого сотрудника, стремление бескомпромиссно следовать этическим и моральным принципам организации, поддерживать и продвигать ее ключевые ценности, выступая наглядным примером для своих коллег.

    Если цитировать Эйзенхауэра, то без главного качества лидера – бесспорной integrity его характера, никакой реальный успех невозможен. Среди декларируемых ценностей компаниями из списков Fortune 500, Forbes 2000, integrity как ключевая ценность сейчас занимает первое место. По иронии судьбы, очень небольшое количество компаний и их руководителей тратят время на то, чтобы понять и осознать значение этого слова.

    5 советов от Тома Роулинса молодым предпринимателям для осознания integrity:

    • Сконцентрируйтесь на том, что вам нравится делать, что вы делаете достаточно хорошо, чтобы получать деньги за это, и давать миру то, в чем он нуждается,
    • Нарисуйте, как для вас выглядит успех, и опишите, основные его элементы,
    • Определите, что вы хотите видеть, как результаты на пути к успеху и как вы собираетесь достигать это результата,
    • Опишите принципы и ценности, которыми вы будете руководствоваться в процессе, чтобы ваша деятельность осуществлялась по закону и по вашим собственным понятиям, чтобы вы были уверены, что вы работаете добросовестно,
    • Затем окружите себя хорошими людьми, которые разделяют ваши идеи и понятия.




    Самое читаемое
    Религия

    Месяц очищения души и тела: как подготовиться к посту в Рамадан

    Наступает священный месяц Рамадан. Первые таравих-намазы будут совершаться в мечетях ночью 5 мая, 6 мая – первый день священного месяца. Рамадан мусульмане ожидают с особым волнением, ведь это не просто месяц воздержания от еды и питья, но и время очищения души и тела от всего плохого, греховного, обновления и изменения к лучшему. Как встретить Рамадан, как подготовиться к посту, чтобы он не стал тяжелым испытанием, а приносил только легкость и удовольствие?

    Религия

    Эксперт: «Не нужно политизировать вопрос обучения детей из религиозных семей в школе. Это абсолютно педагогическая проблема!»

    В контексте мусульманской уммы вопросы образования как религиозного, так и светского, порой рассматриваются через призму противодействия идеям терроризма и экстремизма. Об этом красноречиво свидетельствуют громкие заявления представителей силовых структур, в частности недавнее выступление главы МВД Татарстана Артема Хохорина об угрозе формирования «второго поколения салафитов» в связи с выбором мусульманами семейной формы образования.  

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна