Жителей Татарстана больше всего волнуют проблемы благоустройства дворов, подъездов и парковок

28 октября 2015 // Прочитано 1589 раз

На заседании штаба ОНФ в Казани обсудили реализацию программ капремонта, аварийного жилья и качество работы управляющих компаний.

Рабочая группа Общероссийского народного фронта только что вернулась из поездки по республике после встреч с населением. По данным сопредседателя регионального штаба ОНФ в РТ Александра Лаврентьева, более 50% всех обращений граждан связаны со сферой ЖКХ, а в лидерах по ним - крупные города. Но специалисты заметили, что характер этих жалоб за последние годы изменился.

- Если 7 лет назад людей больше волновали вопросы с протекающими крышами, дырявыми трубами и затопленными подвалами, то сегодня обращения связаны с состоянием объектов благоустройства, подъездов, дворов, парковок, уличного освещения, начислениями. Это говорит о том, что реализуемые в республике программы имеют определенный результат. Человек постоянно развивается, ему нужны более комфортные условия. Наша цель выстроить работу так, чтобы максимально создать такие условия, - подчеркнул первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики Алексей Фролов.

С середины 2000-ых в республике капитально отремонтировали свыше 12 тысяч домов. Но в первые два года действия программы не было комплексного ремонта. Поэтому почти в 3 тысячи многоэтажек строителям пришлось вернуться и выполнить другие виды работ. Сейчас жилье стараются ремонтировать комплексно. Исключение составляют разве что замена лифтов, когда у них выходит срок службы.

Всего за все время на капремонт в Татарстане было собрано 10 млрд из федерального бюджета, 22 млрд - из республиканского и 11 млрд рублей от собственников жилья. Успешно завершилась основная программа ремонта по этому году. Привели в порядок все запланированные 999 домов. Жилищникам даже удалось сэкономить, и на эти средства сейчас дополнительно ремонтируют еще 33 многоэтажки.

- На сегодня основные виды работ завершены, остались работы, связанные с устранением нарушений, каких-то недостатков при приемке домов ГЖИ. Мы учитываем не только качество проделанной работы, но и приведение в нормативное состояние общего имущество домов, - сообщил руководитель Государственной жилищной инспекции республики Сергей Крайнов.

Сейчас больше всего вопросов от татарстанцев, почему их дом попал в программу только на 2043 год? Но чиновники объясняют, что автоматом включили в очередь все жилые здания. Однано нужно понимать, что ежегодно формируются краткосрочные программы и списки меняются. Минимальный платеж в фонд капремонта 5 рублей с квадратного метра. На каждый рубль жителей из бюджета приходится еще рубль двадцать. Но запланировать эти средства можно только на капремонт в ближайшие три года. В долгосрочной программе учтены лишь деньги населения.

Вместе с реализацией программы капитального ремонта решают и вопрос по ликвидации ветхого жилья. На начало года в республике числилось 420 тысяч кв. м. аварийного жилья. Часть жителей расселили: одни, кому было, где жить, получили компенсацию за ветхие дома, другие переехали в новостройки ГЖФ с доплатой. Сейчас предстоит работа еще по 322 тысячам кв. м.

Не менее актуальной проблемой остается задолженность населения за услуги ЖКХ. Сегодня она достигла 4 млрд 700 млн рублей - сумма сопоставима с начислениями квартплаты всем татарстанцам за 1,5 месяца. При этом у нас достаточно высокая собираемость платежей, на уровне самых развитых стран - 98,4%. Однако эти недостающие 2% все равно выливаются в круглую сумму. Из-за неплатежей жителей управляющие компании не могут расплатиться с поставщиками услуг. Те в свою очередь задолжали за газ и энергию оптовикам. Контрагентам приходится через суд взыскивать долги, это новые затраты.

- Пути решения этой проблемы нам пока непонятны. Мы еще не знаем: в каком направлении двигаться, работаем с депутатами. Хотя у нас создана единая система - портал государственных и муниципальных услуг, чтобы максимально упростить процедуру оплаты, - привел пример Алексей Фролов.

Речь зашла и о необходимости сделать платежи за ЖКХ услуги более прозрачными для татарстанцев. Участники заседания сообщили, что 2016 год станет ключевым в решении этой задачи.

Глава ГЖИ Татарстана вынес на повестку предложения по усовершенствованию законодательства. Первое - определиться с расчетами общей площади дома. Сегодня эта информация у различных служб сильно отличается. У регоператора - это одни показатели, у БТИ - другие. Учитывая, что платежи в фонд капремонта идут с каждого квадратного метра, разница выливается в круглую сумму. В Татарстане 15 тысяч многоквартирных домов. По данным БТИ собирать с них положено 3 млрд рублей в год. Однако по данным регоператора квадратные метры учтены не полностью и приходит в казну всего 2,2 млрд. Итого 800 млн рублей недосбора.

- Я думаю - это в основном неучтенные площади нежилых помещений - магазинов на первом этаже, аптек, других организаций. Это средства, которые мы не собираем. Хотя они тоже должны платить в фонд капремонта по 5 рублей с квадратного метра, - пояснил Сергей Крайнов.

Со вторым предложением жилищных инспекторов - сделать заказчиком капремонта не регоператора как сейчас, а управляющую компанию, как раньше - согласились не все эксперты. Многие считают, что не стоит подпускать жилищников распоряжаться деньгами фонда.

К следующей идее собравшиеся отнеслись более благосклонно. Дело в том, что собственники, которые решили хранить деньги на капремонт не у регионального оператора, а просто на спецсчете не отчитываются перед жилищными инспекторами о том, как они собирают эти средства и расходуют.

- Я боюсь, в будущем мы получим ту же ситуацию, что и с долевым строительством. Уже есть прецедент в Зеленодольске в доме на Королева,10 на счету 1,5 млн рублей. Суд спрашивает председателя ТСЖ: где эти деньги, а он отвечает, что не обязан говорить. Хотя деньги должны были передать на счет регоператора. У меня большая проблема - обязать заключать таких собственников договоры с ГЖИ, чтобы мы могли контролировать, на что тратятся их деньги. А то на эти средства ставят заборы, парковки, что угодно, но только не капремонт, - посетовал главный жилищный инспектор.

Представители столичного Исполкома подняли проблему пассивности казанцев, как и остальных татарстанцев во всем, что касается содержания их жилья. Хотя закон передал эти полномочия собственникам. Привыкнув к тому, что раньше за них всё решали жилищники и город, сегодня граждане не спешат включаться в работу. Существуют три формы управления домом: с помощью управляющей компании, создание ТСЖ и непосредственное управление. Казанская мэрия предложила еще один способ.

- Сегодня ЖКХ страдает от отсутствия инициативного собственника. Поэтому мы предлагаем ввести четвертый способ управления домом - через органы местного самоуправления. Мы обращаемся в ОНФ за поддержкой в том, чтобы жильцы передали полномочия муниципальным предприятиям. Это не шаг назад, как показалось многим. Мы просто передаем полномочия по формированию заказа от собственников местным властям, - сообщила заместитель председателя Комитета ЖКХ Казани Римма Гарипова.

Другой эксперт Михаил Застелло настаивает, что нужно усилить лицензионный контроль за управляющими компаниями. Дескать, если жилищники ошибаются в расчетах по одной квартире, это еще можно простить, а если по 200 домам - здесь уже должно быть уголовное преследование.

С 1 мая, по данным ГЖИ, процедуру лицензирования прошли все управляющие компании республики. Но 13 из них в процессе отказались от получения лицензии, еще 2-ум компаниям - инспекция отказала сама. Одна из них это скандально известное своими долгами ТСЖ «Ключевое», чей руководитель осужден на 3,5 года за мошенничество, подался в бега и находится в федеральном розыске.

- Жители, конечно, большего ожидали от лицензирования УК. Но, если вы посмотрите лицензионные требования, вы не увидите там ограничения для выдачи лицензии УК, если она ненадлежащим образом содержит дом. Поэтому у нас в основном все компании лицензию получили. Но это все равно не значит, что они ее просто получили и все. Они выполнили требования, например, по раскрытию информации, - считает Сергей Крайнов.

На заседании прозвучало еще много предложений и идей, что можно улучшить в сфере ЖКХ. Члены республиканского штаба ОНФ, представители министерств, ведомств, управляющих компаний и жилищные эксперты договорились обобщить лучшие и передать в работу парламентариям, чтобы добиться изменений уже на законодательном уровне.

Читайте также по теме: За три года тарифы на свет в России вырастут почти на 23%

Автор: Василя Ширшова

Поделитесь с друзьями

1 Комментарий

  • Комментировать Данис 28 октября 2015 написал(а) Данис

    Это и понятно, что эти темы всегда будут волновать в первую очередь. У соседа может там все что угодно, а что у тебя - это на первом месте. За последнее время на устранение этих проблем затрачено много сил, намного больше, чем ранее, но все же этого не достаточно, много было упущено раньше, поэтому и приходится решать одновременно много проблем.

Оставить комментарий