Куда заведет ВСМ: в Татарстане прошли общественные обсуждения проекта

15 Июня 2017

Прочитано: 1309 раз

Автор материала: Юлия Косолапкина
«Татар-информ» побывал на общественных обсуждениях по поводу возведения высокоскоростной магистрали.

До 2020 года в стране должна появиться первая высокоскоростная магистраль Москва — Казань. Проектировщики уверяют, что Татарстану, как и остальным шести регионам, крупно повезло: пилотный проект даст экономический толчок в развитии субъектов, создаст дополнительные рабочие места не только на время строительства магистрали, но и в будущем, когда трассу нужно будет обслуживать. Через Татарстан проходит немногим больше 47 км, вопрос только в том, где именно. Первоначальный вариант предполагал частичный снос жилой застройки в Юдино, против чего категорически высказались местные жители. Проектировщики нашли новый путь, который минимально затрагивает населенные пункты, при этом никакие постройки сноситься не будут. Жителей Зеленодольска и Казани познакомили с этим проектом.

         150 тысяч деревьев и продажа участка государству

Общественные обсуждения в Зеленодольске по воздействию ВСМ на окружающую среду собрали не больше 20 человек: то ли люди не знали, что и где проходит, то ли не смогли прийти. Директора технического департамента ОАО «Скоростные магистрали» Юрия Котлова и главного специалиста ОАО «Мосгипротранс» Ольги Дугиновой жители Зеленодольского района внимательно выслушали. Организаторы даже подготовили отдельное выступление специалиста, который подробно рассказал о допустимом уровне шума, установке шумозащитных экранов, словом, населению, как и представителям фауны, ничего не угрожает. Речи с трибун людей мало успокоили.

– У нас участок в непосредственной близости от того места, где должна пройти магистраль. У меня двое детей, в ожидании третьего, и мы с семьей уже не хотим там жить. Я смогу продать участок государству, потому что больше его купить никто не захочет? – спросила жительница деревни Сафоново Зеленодольского района.

Да, ее участок, действительно, находится в непосредственной близости от пути ВСМ, но в пределах допустимого, главное, чтоб не меньше 65 метров. В принципе продажа государству возможна, но на каких именно условиях, представители проектировщиков, республиканского министерства транспорта не стали распространяться, сославшись на то, что нужно уточнить детали.


Прокладка магистрали не обойдется без вырубки деревьев, на что остро отреагировали не только в Зеленодольске, но и в Казани. По предварительным подсчетам в Зеленодольском районе вырубят 150 тысяч деревьев, но дополнительно проведут повторный анализ, который ближе к делу покажет точную цифру. Специалисты «Мосгипротранса» называли ее исключительно приблизительной, хотя на следующий день в Казани привели более точные данные и даже сказали, сколько и где именно проведут так называемые компенсационные посадки.

– Лес уничтожается, это наше богатство, это легкие города и района, как возможно вырубить такое большое количество? – недоумевал пенсионер из Зеленодольска Александр Воролев.

Специалисты парировали, что представленный вариант самый оптимальный — минимум воздействия на природу, при этом никакого сноса жилья и изъятия земельных участков. Уже на слушаниях в Казани директор ООО «Экада-Т» Аркадий Ярошевский (одна из компаний, которая занимается анализом воздействия ВСМ на экологию — ред.) заметил, что если не нынешний вариант, то в Зеленодольском районе пришлось бы снести 50 тысяч квадратных метров жилья, без частных домов и участков могли остаться 650 семей.

Директор технического департамента ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов добавил, что ВСМ максимально пройдет по эстакадам, а все участки на земле в обязательном порядке будут ограждены шумозащитными экранами, которые также обезопасят людей и животных, для последних, кстати, предусмотрены экопереходы.


           ВСМ и вопросы спортсменов 

В Казани слушания собрали почти 300 человек, и прошли они гораздо эмоциональнее, не обошлось и без провокаторов, на чьи выходки выступающие и те, кто задавали вопросы, не всегда могли адекватно ответить. Как минимум два раза модератору слушаний, начальнику управления архитектуры и градостроительства Казани Владимиру Фомину приходилось отключать микрофон. Простым односложным вопросом люди не хотели ограничиваться.

– Будет вырубаться возрастной мачтовый лес, почему нам не представлены альтернативные варианты прохождения трассы? При том, что есть экспертное заключение совета по правам человека о том, что представленный путь не рекомендован. Нам предоставили выбор без выбора, – выступила журналист, экозащитник Юлия Файзрахманова.


Предложила, было, устроить голосование, согласна аудитория или нет с предложенным вариантом, что люди радостно поддержали аплодисментами. Но модератор слушаний ее прервал: «Это общественные обсуждения, а не публичные слушания, голосование не предусмотрено». От представителей проектировщиков на местах слышалось сдержанное, что не нужно раскачивать лодку.

Представитель экологической компании Аркадий Ярошевский рассказал собравшимся, что водоохранная зона при прокладке ВСМ не затрагивается, воздействие на воздух будет минимально. Что касается деревьев, то в Казани придется вырубить 54663 растения, взамен которых запланирована посадка 176324 деревьев на 1, 337 млрд рублей. Уже известно место — увеличат парк Лебяжье. Людей такое тщательное обследование не устроило, мол, в лесопарке и так растут деревья, и не известно, когда они приживутся. При этом вырубка почти 55 тысяч деревьев произойдет с учетом того, что на подходах к Казани ВСМ пройдет по эстакаде. Если бы трассу пустили по земле, то цифра была бы в четыре раза больше.

ВСМ еще не начали строить, но на смертность она уже начала влиять, по крайней мере это утверждают жители.

– В нашем поселке смертность выросла на 35% после того, как мы узнали о строительстве ВСМ, которая пройдет через нас. У кого инфаркт, у кого выкидыш случился, – выступила жительница поселка Октябрьский Гульнара Князева, начавшая выступление со слов «Я вам задам». Подразумевалось, что вопрос.


Активиста Айрата Файзрахманова заинтересовал вопрос компенсаций спортсменам, которым якобы перекроют лыжные, велотрассы. Директор технического департамента ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов не выдержал и ответил сразу, нарушив регламент, напомнил, что ВСМ максимально пройдет по эстакадам и не перекроет спортивные пути.

         ВСМ Москва — Казань

         Семь регионов: Москва, Московская область, Владимирская и Нижегородская области, Чувашия, Марий Эл, Татарстан

         Длина всей трассы 770 км

         Скорость до 400 км/ч

         Остановки в 16 населенных пунктах разной величины

         Путь на ВСМ Москва — Казань займет 3,5 часа

         Запланировано четыре класса стоимости

         

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+