Как Татарстан ищет альтернативу системе «Платон»

27 ноября 2015 // Прочитано 2580 раз

Должны ли водители грузовиков платить «за проезд» и по внутренним трассам, решали в Госсовете Татарстана - на первом совещании рабочей группы по спасению региональных дорог.


Других вариантов нет
 

За круглым столом собрались представители минтранса и миноэкономики Татарстана, ГИБДД, Фонда «Безопасность дорожного движения», перевозчиков и даже помощница Уполномоченного по правам предпринимателей, а вот представители системы «Платон», без которой сегодняшней повестки дня вообще бы не было, не пришли.

- Мы их пригласили, но они сказали, что больше двух совещаний в неделю им руководство запрещает проводить, - пошутил председатель профильного Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета Рафис Бурганов - модератор встречи. Но никто не засмеялся - все были настроены на серьезный разговор. Первый получил слово  «начальник транспортного цеха» - начальник отдела автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Олег Казеннов. 

- Региональные дороги в основе своей построены еще в прошлом веке, - напомнил он. - И большинство из них - низшей технической категории: четвертой и пятой, которые в те времена рассчитывались на минимальную нагрузку - 6 тонн на ось. И сейчас у нас 54% региональных дорог не соответствуют нормативным требованиям. 

Олег Казеннов заявил, что привести дороги в нормативный вид не представляется никакой возможности из-за недофинансирования, и что единственное, что их может спасти - введение сборов за проезд.  

- В настоящее время имеется поручение президента России Владимира Путина о внесение в правовые акты изменений, предусматривающих введение субъектами на дорогах регионального и муниципального значения системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, имеющим массу, выше разрешенной, - доложил начальник отдела автомобильных дорог министерства.  

Он привел в пример законодательную инициативу парламента Калужской области, который уже внес соответствующий законопроект в Госдуму. А Россавтодор, по словам Олега Казеннова, предложил использовать для региональных платежей все ту же систему «Платон» - «чтобы не плодить дополнительные офисы». 

- Вот вы сразу начали говорить про оплату, - упрекнул докладчика Рафис Бурганов. - А мы какие-то другие варианты рассматриваем? Или сразу говорим, что надо взимать плату однозначно за все дороги? 

- Какие варианты? - вздохнул тот. - Запретить движение по дорогам мы на сегодняшний день не можем. 

В ходе обсуждения, неожиданно выяснилось, что платить придется не только тем, кто везет груз, потому что даже пустой «КАМАЗ» и подъемный кран со стрелой весят больше 12-тонн. Но пока решили не размениваться на обсуждение деталей, а выслушать соображения всех приглашенных. 

Слева - пропасть, справа - скалы 

Представитель ГИБДД, напомнил, что в Татарстане 5 федеральных трасс, по которым проходит львиная доля грузоперевозок, и если с 1 мая (предполагается, что к этому времени «Платон» все-таки заработает корректно) начнут штрафовать всех «зайцев», то весь поток 12-тонников схлынет с федеральных дорог на региональные и муниципальные. Но не везде. Например, с трассы  М-7 «Москва-Уфа», по которой в основном ездят «транзитники», по мнению представителя ГИБДД, съехать не куда. Потому что там мост через Каму, и съезд на объездную дорогу ничего не даст - все равно нужно будет возвращаться на федеральную. К тому же, «не местные» дальнобойщики будут не в курсе, по какой «кривой дорожке» можно обойти «Платон». Выберут объездные пути только те, кто будет более менее знать карту местности. 

- Что значит «более менее»? - перебил докладчика Рафис Бурганов и обратился к представителю некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана» Леониду Штейнбергу, который представлял на совещании сторону перевозчиков:

- Вам, наверное, двух недель хватило, чтобы вся Россия знала, где в какой области, как надо ездить?

- Конечно, - невозмутимо пожал тот плечами. 

- Не исключено, что перевозчик будет оплачивать только ту часть федеральных дорог, которую не сможет миновать, - согласился представитель ГИБДД. - Ведь, что ему мешает, миновав мост через Каму, пойти по территории Алькеевского и Черемшанского района? 

Кроме того, докладчик напомнил, что кроме ущерба дорожному покрытию, такие ушлые дальнобойщики рискуют нанести ущерб и себе: в республике есть такие дороги, по которым тяжелым фурам ездить просто опасно - можно либо самим разбиться, либо создать аварийную ситуацию для других. 

- Та же самая дорога «Лениногорск - Черемшан», - привел пример представитель ГИБДД. - Слева - пропасть, справа - скалы! Военно-грузинская дорога, как ее называют. Биться будут больше!   

- Всё поразбивают, - подытожил выступления предыдущих ораторов Рафис Бурганов. 

Но снова напомнил, что нужно все хорошенько еще раз изучить, прежде чем вводить плату, а также подумать тариф. Ведь, с одной стороны, нельзя брать за дороги пятой категории столько же, сколько за современные трассы. А, с другой стороны, если брать меньше, то все равно возникнет интерес по ним проехаться, потому что дешевле. 

Две беды: тарифы и профессора 

Заместитель министра экономики Татарстана Айрат Шамсиев попросил уточнить, о чем все-таки идет речь: о введении платы только на путях объезда, или на всех региональных и муниципальных дорогах? Чтобы определиться, какие конкретно расчеты и экономические обоснования нужно предоставить.

Рафис Бурганов обратился, как он сам выразился, к первоисточнику и процитировал слова президента Татарстана Рустама Минниханова на 13 сессии Госсовета, когда речь зашла о введении системы «Платон»: «Чтобы эти последствия четко расписать, давайте создадим рабочую группу, чтобы она проработала данный вопрос и доложила. Мы должны принять определенные меры, чтобы предупредить негативные последствия  для региональных дорог, не рассчитанных для таких нагрузок». 

- Сегодня мы просто сами должны разобраться, чего мы хотим и чего мы можем, - напомнил председатель комитета цель первого совещания рабочей группы. - Если мы ведем речь о введении платы, может быть, нужно как-то субсидировать нашим водителям эту сумму. По большому счету, если в деньги «упереться», восстанавливать разбитые дороги дороже. Понятно, что это немножко абсурдное предложение. Надо поработать, подумать. Мы ведь в разное время по-разному спасали наши дороги. 

Представитель перевозчиков Леонид Штейнберг согласился, что дороги надо спасать и неожиданно высказался за введение платы. Вот только тарифы должны быть разумными, а система «Платон» должна быть, наконец-то, отлажена.

Из перевозчиков сделали каких-то монстров, которые против всего того, что делает правительство. Мы не против, мы «за». Но беда в том, что тот, кто создавал систему «Платон» никогда не сидел за рулем - они все сплошь профессора.

- Я считаю, что там, кроме ученых должны быть практики,  должны быть представители ГИБДД, которые занимаются надзором. А у нас что получается? И у меня с шести машин, уже оборудованных бортовым устройством, в одно и тоже время - в 23.00 сняли деньги.  Не может же быть такого, чтобы они все в одной точке были. А как доказать, что деньги сняли неправильно? Бортовые устройства должны показывать, где машина находится и сколько снимает. То есть это - недоработка, и до мая систему надо, конечно, шлифовать и шлифовать.

И тарифы за проезд Леонид Штейнберг призвал брать не с потолка, а провести независимую оценку, какой на самом деле вред наносит дороге современный тяжеловес с мягкой подвеской. Ведь предприниматель каждую копейку считает, и чем дороже станут перевозки, тем дороже будет конечный продукт. Он привел целый список того, что перевезли татарстанские дальнобойщики за последние 10 дней, а что, по логике вещей, может подорожать уже чуть ли не завтра. Это запчасти и комплектующие на «КАМАЗ», химическое сырье, бытовая техника для дома, продукты питания, корма для животных, мебель и строительные материалы. 

«Минфину это нравится» 

Другие участники совещания высказали предложения приостановить «Платон» хотя бы на время весенней распутицы, когда увеличение нагрузки на региональные трассы особенно опасно. 

- Но чтобы «Платон» приостановить, нужно ввести изменение в федеральное законодательство, - возразил Рафис Бурганов. Однако юрист, присутствующий на совещании, уточнила, что закон только предусматривает возможность установления платы, а система «Платон» была введена постановлением Правительства РФ и уже несколько раз приостанавливалась. 

- Закон не запрещает приостанавливать плату? - переспросил Рафис Бурганов. 

- Нет, - ответила юрист. - Он только предусматривает право Правительства РФ ее взимать. 

- То есть, не взимать тоже разрешает? - не поверил своим ушам председатель комитета. 

- Разрешает, - подтвердила девушка. 

Однако Рафис Бурганов опять призвал участников совещания не делать поспешных выводов и не принимать необдуманных решений, а прежде со своими специалистами все обсудить, просчитать и подготовить свои предложения. Он даже на ярком примере поспешного введения системы «Платон», рассказал, как не нужно принимать решения, опираясь только на перспективу получить дополнительный доход в бюджет.

- Вот сейчас кризис, - начал он издалека. - Российский минфин лихорадочно ищет, где еще взять дополнительные средства. И вдруг кто-то приходит и говорит, мол, вот тут 30-40, а, может, и 50 миллиардов. Минфину это нравится, и ему без разницы, откуда соберут, как соберут. А когда они еще говорят, что нам ничего не надо, что мы свои деньги вложим, и только когда мы вам все на блюдечке принесем, вы нам 10 миллиардов оставите. Но ведь у них разброс даже в экспертных цифрах на десятки миллиардов рублей. Так же не бывает! На собачью будку надо либо 100 кирпичей, либо 120, но никак не «либо 100, либо 1500».   

А представитель объединения перевозчиков Казани Расул Файзуллин предложил подумать и о предпринимателях, у которых и так в кризис много проблем, и которые до сих пор «просто по-мужски, молчали только потому, что мужик не может заплакать». 

- Мы все хотим, чтобы у нас в России были хорошие дороги, - поддержал он общий посыл. - Но нужно задуматься какие последствия будут не только для дорог, но и для всей экономики в целом. Я работаю с организациями и предприятиями Казани. И многие из них сейчас просто встали, потому что у людей низкая покупательская способность. А вырастут цены еще, что мы будем делать? Если мы сегодня об этом не задумаемся, то потом может быть поздно. Подумайте, пожалуйста, о людях, когда будете думать о дорогах, и о том, что дороже: дороги или люди. 

Рафис Бурганов обещал подумать обо всем, напомнив, что комитет, который он возглавляет потому и называется Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству, что рассматривает проблему в целом. 

- Мы сейчас с вами решаем проблему, которая может вылиться в очень большие деньги, неприятности и большой ущерб, если мы не найдем какое-то оптимальное решение, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.   

Пока же было решено, что через несколько дней рабочая группа соберется снова, но уже со всеми расчетами и обоснованиями.

Автор: Елена Мельник

Поделитесь с друзьями

1 Комментарий

  • Комментировать Николай 27 ноября 2015 написал(а) Николай

    Я всю свою жизнь платил автотранспортный налог.За что?
    За то чтоб прокладывались и ремонтировались дороги.
    Где эти деньги!? Где дороги!?

Оставить комментарий