Мертвые души по-казански: общественное движение «Казанские некрополи» намерено взяться за охрану кладбищ

27 Июня 2017

Прочитано: 850 раз

Автор материала: Оксана Романова Фото автора
Свидетелем дискуссии о том, как в городе с тысячелетней историей память о предках оказалась на задворках приоритетов и благодаря кому крупицы воспоминаний еще возможно собрать воедино, стал журналист ИА «Татар-информ».

Татарстанское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) на заседании в июне включило в перечень своих задач работу по каталогизации, сбережению и просветительскому посещению (проведение экскурсий) исторических захоронений на казанских кладбищах. Хранители наследия намерены подключить к общественному движению «Казанские некрополи» вузы, увлеченных генеалогией энтузиастов и епархию.

Перебранка в СМИ об ответственности за сохранение исторических захоронений Казани, по словам инициатора движения, члена ТРО ВООПИиК и журналиста Любови Агеевой, идет уже несколько лет: краеведы жалуются на кладбищенских работников – мол, плохо смотрят за могилами, кладбищенские работники имеют свои претензии к вездесущим краеведам.

Я каждый раз подчеркиваю, что в первую очередь выявление исторических захоронений – это желание рассказать о людях, которые «живут» на казанских кладбищах, уж простите за такое слово. Несколько лет назад все началось с того, что мы стали собирать фотоархив: я, Олег Маковский все снимали, плюс собирали все, что есть в Интернете. Очень важно найти старые захоронения, ведь в целом нет единой системы: каждый (из исследователей и краеведов – прим. ред.) пашет свою грядку», – сакцентировала внимание воопиковцев Татарстана Любовь Агеева.

Тем временем, например, по ее словам, долгие годы считалась утерянной, несмотря на мраморный памятник на гранитной основе, могила Александра Фрезе – одного из первых в России профессоров психиатрии, основателя и первого директора Казанской окружной лечебницы для душевнобольных (на Николая Ершова, 49 ж – прим. ред.).

«А я пошла и в первый же раз нашла ее. В университете этим очень серьезно занимается Ковалев, но в целом необходима популяризация истории Казани через биографию конкретных исторических фигур. Мы уже обсуждали это и с Гильдией экскурсоводов, они идею поддержали и уже разрабатывают маршрут по кладбищам Казани», – доложила Агеева.


Однако до сих пор особой проблемой кладбищ остается, кроме отсутствия потомков и, соответственно, ухода за могилами, и вандализм. Так, на Арском кладбище на могиле известного авиаконструктора Владимира Петлякова, создателя бомбардировщика Пе-2, были выломаны буквы с надгробия, убран бюст. На том же кладбище исчез крест, к тому же со временем уже не читалась надпись на могиле русского композитора XIX века Виктора Пасхалова. Совместными усилиями при помощи кладбищенских работников сюда вернули надгробный камень и установили планшетку с указанием сведений о том, кто в ней захоронен.

«Сейчас за могилой официально закреплено шефство Детской школы искусств имени Балакирева – теперь здесь убираются два раза в год», – сообщила Любовь Агеева.


Также она отметила, что современники, потомки захороненных на казанских кладбищах, зачастую, приводя в порядок могилы предков, оставляют за собой огромное количество мусора. После Родительских суббот с кладбищ вывозится до 15 грузовиков мусора.

«Я предлагаю сделать проектное решение, создать общественное движение «Казанские некрополи». Если Олеся Александровна (помощник Президента РТ, член ТРО ВООПИиК Олеся Балтусова – прим. ред) проведет тематическое совещание, мы получим поддержку, поскольку как только вопрос попадет в поле зрения, он будет на контроле», – резюмировала Агеева.

Присутствующие пункт «на основе локальной акции создать общественное движение «Казанские некрополи» поддержали.


«Нужно поднять вопрос в Аппарате Президента о создании попечительского совета Арского и Архангельского кладбищ при мэрии», – сказал представитель казанских старообрядцев Иван Султанов.

К слову, как не раз упоминалось на заседании, Президент РТ в феврале дал поручение каталогизировать все исторические захоронения татар в Казани и  в других городах и районах республики. В Казани работу уже начал проводить Институт истории Марджани: как сообщил «Татар-информ»  заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани Радик Салихов, уже полностью завершено обследование и перепись захоронений кладбищ Адмиралтейской слободы, Ново-Татарской слободы и Пороховой слободы. Однако охват всех некрополей, включая русские могилы и захоронения других народов, потребует гораздо больших усилий, поэтому активисты на заседании ТРО ВООПИиК решили создать рабочую группу по формированию реестра Арского и Архангельского кладбищ при Институте (сам куратор проекта Радик Салихов в частном разговоре с корреспондентом заверил, что в многонациональной республике поручение не могло касаться только татарских захоронений и подразумевало исторические погребения представителей всех национальностей).

Со своей стороны ТРО ВООПИиК намерено рекомендовать для рабочей группы по каталогизации захоронений Казани Наталью Топал (член общества, заведующая лабораторией телекоммуникационных технологий в КАИ, культуролог и журналист), Фариду Забирову (заместитель председателя ТРО ВООПИиК, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Минкульта России, старший преподаватель кафедры градостроительства КГАСУ) и Сергея Саначина (заслуженный архитектор РТ, главный архитектор проектов центра разработок генерального плана Казани).


«Первое, с чего у меня начиналась охрана памятников много лет назад – мне дали папку с перечнем захоронений на кладбище в парке Горького», – поделилась воспоминаниями Фарида Забирова.

К слову, каталог исторических захоронений со справочной информацией о погребенных в них уже создается Любовью Агеевой, на заседании хранителей наследия на слайдах были продемонстрированы некоторые его страницы. В перспективе Гильдия экскурсоводов готова принять участие в своей части проекта –  с оговоркой, что мэрия и МУП «Ритуал» обеспечат информационную поддержку.

«Ишкин готов это сделать, ему эта идея понравилась. Сказал, что за счет «Ритуала» сделает, даже если не дадут денег. Мы будем рекомендовать создать раздел «Исторические захоронения», где рядом с фамилией будут сведения о человеке, а Минкульт утвердит форму каталожной карточки. Нужно также рекомендовать подключиться к этому движению Лиге студентов РТ, студенческому совету казанских вузов, которые могли бы создать волонтерские отряды», – обратила внимание Агеева.

Кандидат исторических наук, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов подчеркнул, что, несмотря на кураторство Института истории имени Марджани, и на татарских кладбищах, если уйти вглубь, состояние такое же, как и на Арском. На Ново-Татарском кладбище, например, всего один дворник, который, конечно, в одиночку не справляется.

Возможно, стоит предложить Лиге студентов как стартап создать мобильное приложение, при помощи которого с телефоном можно будет самому пройтись по маршруту и не ждать экскурсовода. Это можно сделать и с помощью QR-кода (двухмерный штрихкод – прим. ред.), так и с помощью маячков геолокации, который фиксирует передвижение и передает информацию о том, рядом с какой могилой ты сейчас находишься. Один такой маячок стоит около 3 тысяч», – внес предложение Айрат Файзрахманов.

Как заметила Любовь Агеева, несколько могил с QR-кодом в Казани уже есть, однако в целом это уже устаревающий прием.

Как подчеркнула Фарида Забирова, особенно печально, что кладбища Пороховой слободы и Бишбалта страдают от рук вандалов, даже несмотря на то, что являются архитектурными памятниками в целом.

«Памятники XVIII века убираются с могил и ставятся вдоль заборов – это бизнес», – констатировала эксперт государственной историко-культурной экспертизы Минкульта России.

«В коровинской часовне на Арском кладбище разбита одна стена, и в 2000-м году там сделано 6 новых захоронений. А ведь был такой же склеп, как у Шамова. Но склеп Шамова сам бесхозный – никому не принадлежит. И вообще половина памятников никому не принадлежит. В Минкульт мы уже несколько раз писали – ни ответа, ни привета», – добавил еще один представитель старообрядцев Роман Царевский.


При этом, как заметила, Любовь Агеева, сотрудники кладбищ утверждают, что не занимаются незаконным захоронением на месте старинных могил – даже если те не прошли регистрацию. Также, по ее словам, требует выяснения в Минкульте, ранее отказывавшем в предоставлении информации, вопрос, куда же делись документы об усопших до 1961 года.

«А если они не являются предметом охраны, туда можно захоранивать – «бутерброды» делать?! Мы каждый день наблюдаем этот процесс. Вопрос, что за это делается?», – обозначил проблему острее Сергей Саначин.

Мужчина, представившийся юристом по имени Алексей, посоветовал в случаях фактов причинения ущерба захоронениям составлять акты по расценкам каждого конкретного кладбища и взыскивать прямой материальный и нематериальный ущерб через суд. Государство, как пояснил спикер, обладает правом обращать бесхозное имущество в собственность, а затем уже можно будет предъявлять права на возмещение ущерба.

Это попустительство властей. Сколько живу, столько на моей памяти это и происходит. Я все поддерживаю, кроме одного – экскурсий на могилах, тем более с маячками. Это сугубо личная, частная жизнь. Я помню, когда умер Высоцкий и сам ездил на его могилу. Помню, как подъезжали автобусы и водители, обедавшие сосисками, тут же зазывали всех на его могилу... Я говорю о деликатности вопроса», – напомнил участникам заседания главный редактор журнала «Казань», также член ТРО ВООПИиК Юрий Балашов.


Присутствующие сошлись во мнении, что для обстоятельной инвентаризации захоронений нужны архивные изыскания. Проще и логичнее всего было бы получить списки погребенных у специализированного похоронного предприятия МУП «Ритуал», но, и в этом собравшиеся тоже были единогласны, к этим сведениям нет доступа.

«Я точно знаю, что в «Ритуале» такая же база, как в Росреестре. 5 лет назад меня ненадолго к ней допустили, за что потом эту сотрудницу чуть не уволили – к этим данным не подпускают никого. А я там тогда свою прабабушку нашел. Так что инвентаризация эта уже у них имеется, поэтому кто-то должен поработать с этими компьютерами на условиях, что это не попадет в Интернет и если свыше дадут такое указание. Может быть, это будет знаток от медуниверситета, от КИСИ, я сам авиацию не знаю, но, наверняка, есть и такой знаток – тогда мы получим перечень не просто –Фукс, Лобачевский, которых мы итак знаем. Например, Роман (имеется в виду старообрядец Роман Царевский – прим. ред.) столько знает выдающегося купечества, которых ни в одной энциклопедии не. На каком основании «Ритуал» монополизировал эти данные?», – озвучил за всех риторический вопрос Сергей Саначин.

К слову, допуск к реестру захоронений в свое время предоставлялся лишь казанским краеведамЛеониду Абрамову и Анатолию Елдашеву.


«Мэрия не подпустит. Если только попробовать вытащить без привязки к месту, просто пофамильные списки и хотя бы даты. Многое знает Абрамов, конечно, но никому не говорит», – констатировала Фарида Забирова.

Заседание ТРО ВООПИиК продолжалось более трех часов, чем дальше, тем более начиная походить на рязановский фильм «Гараж»: реплики присутствовавших то находили выход к логическому завершению горячего обсуждения, то вдруг выплескивались с новой силой.

Итак мы запускаем общественное движение «Казанские некрополи». Я лично полностью его поддерживаю – это святое дело. Ссылаясь на поручение Президента, предлагаем создать рабочую группу. “Свистнем” еще наше закамское отделение – Колесникова, будем выуживать фамилии из списка и выявлять захоронения на месте. В ближайшее время соберемся снова в Институте истории и определим конкретных специалистов, которые будут этим заниматься. Соберем совещание у Олеси Александровны (Балтусовой – прим. ред.) по всем этим направлениям параллельного движения. Ручейки параллельно должны складываться – не отдельно», – резюмировала Фарида Забирова.

Кроме того движение, по предложению участников заседания, займется также каталогизацией старых немецких и старообрядческих захоронений и обратится за содействием к Казанской епархии – лично к митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану и настоятелю Духосошественского храма Алексею Чубакову.

«То мы молились на велосипедистов, которые сшибают наших детей, то мы молимся на туристов и подстраиваемся под них… Что мы на них молимся? Давайте сделаем город для себя! Проведем совещание с Радиком Римовичем (Салиховым – прим. ред.), составим конкретный план работы и будем его придерживаться», – подытожил Сергей Саначин.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+