Как в Казани граффити из вандализма превратилось в искусство

11 января 2017 // Прочитано 1952 раз

Уличный стрит-арт становится все более популярным направлением. В столице Татарстана граффити уже не просто настенные рисунки неизвестных авторов, а доходное дело, которое позволяет создавать определенную культуру улиц.

Набережные, стены домов, веранды детсадов, баров, магазинов, детских и развлекательных центров, спортзалов, скамейки в парках, трансформаторные будки теперь украшают яркие, замысловатые рисунки. Это вовсе не вандализм, а стрит-арт - уличное искусство.

Свободный художник из Казани Дамир Бозик высших учебных заведений не заканчивал. Искусство - его призвание, рисует он всю жизнь. Творчество художника известно не только жителям Казани и Набережных Челнов, но и других городов России, а также Индии, Норвегии, Голландии. Дамир любит путешествовать и творить, а вдохновение приходит в пути спонтанно.

- Мои работы можно увидеть на небольших уличных объектах, когда идёшь на работу или в школу. Обычно граффити - это нелегальное творчество. Вообще по закону рисовать нельзя нигде. Исключениями могут быть какие-то заказы, фестивали, организованные мероприятия. Чтобы нарисовать на большом доме нужно получить разрешение от администрации или от собственника. Если везде спрашивать разрешения, то граффити и стрит-арта не было бы вообще. К примеру, в городе стоит будочка или никому не нужный сарайчик. Найти разрешение нарисовать на нем практически нереально, - рассказал Дамир Бозик.

Художник рисует в стиле пуантилизм - направление в живописи, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Проще говоря, он создаёт большие рисунки из точек. Одна из его работ - стены Кремлевской набережной в Казани. Это мотивирующий рисунок для тренировочной воркаут-зоны, на котором изображены спортсмены - бегуны, баскетболисты, качки, велосипедисты.

- На рисунок на 300 квадратных метрах понадобилось около 250 баллонов краски. Мы управились вдвоём с товарищем в короткий срок, на всю работу ушло три дня. Вообще перед любым рисунком стену предварительно грунтуют. Чтобы продлить срок службы работы можно ее покрыть лаком. Если стена хорошо подготовлена и рисунок не выгорает на солнце, то  может сохраниться до 50 лет, - отметил Дамир.

Собеседник считает, что нет смысла тратить много времени на уличную работу, которая не представляет художественную ценность. Да и времени на такой рисунок потребуется не много. Поэтому многие просто берут и рисуют. Также нельзя рисовать на общественных объектах в других странах. Гораздо проще с этим дела обстоят в Индии, где Дамир разукрасил фасады двух небольших зданий и остановку общественного транспорта.  Собеседник отметил, что в Казани по сравнению с другими городами-миллионниками пока мало граффитчиков.

- У нас мало уличного граффити и это хорошо для Казани. Город чистый и красивый. Во многих других городах рисуют неумело. Получается некрасиво, рисунки портят внешний облик. Если на классическом отреставрированном здании появляются какие-то закорючки, то мне это не нравится. Вообще в Казани много талантливых художников, рисующих в разных стилях. В целом стрит-арт нужен, он делает нашу жизнь красочнее и радостнее, - добавляет собеседник.

Кстати, на уличном искусстве можно заработать неплохие деньги. Популярные художники востребованы, их работы охотно покупаются, они выполняют большие заказы. Работа граффитчиков в Казани оценивается по-разному и может стоить от 500 до 5 тысяч рублей за один квадратный метр.

Для росписи общественных мест города привлекаются художники, имеющие портфолио реализованных проектов. Новички также могут принимать участие, но под присмотром профессионалов. Перенести рисунок с листа на стену - сложная задача. Необходимо сохранить пропорции, выразительность линии, грамотно использовать цвет и соблюдать технику нанесения краски, создать акценты. Любое не профессиональное действие становится очевидным. Интересно, что живопись и мозаику применяли для придания большей выразительности зданиям Казани и раньше. Например, здание касс железнодорожного вокзала, «тюбетейка» у Московского рынка, торцы «хрущевок», оформленные орнаментами, изображениями событий и достижений.

- Под кисть художников обычно попадают маловыразительные здания и сооружения. К примеру, глухие торцы жилых домов. Интересными бывают примеры граффити на фасадах с проемами. В этом случае работать сложнее, так как в живопись необходимо включать и элементы самого здания. Из небольших объектов - сооружения инженерной инфраструктуры. Это трансформаторные подстанции, котельные. Для получения наибольшего эстетического эффекта или раскрытия темы выбирается группа объектов, объединенных по определенному принципу. Все это делается для того, чтобы улучшить внешний облик города, создать благоприятную для жителей среду, уйти от монотонности, внедрить современное искусство. На исторических территориях граффити, если и могут быть, то только органично вписанными в среду. Ведь здесь главное - уже сложившаяся историческая среда, - отметила заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани - начальник отдела городского дизайна Жанна Белицкая.

Представитель городской администрации подчеркнула, что ни одно здание не может быть расписано без согласия его собственников. Граффити может быть имиджевым, тогда труд художников оплачивается инвесторами. Однако любые рисунки влияют на цветовое решение фасадов, которые в соответствии с требованиями правил благоустройства Казани необходимо предварительно согласовывать с городским Управлением архитектуры и градостроительства.

- Для меня стрит-арт - это, прежде всего, авангардное искусство (граффити, инсталяции, первомансы, трафаретная и объемная живопись), а не стилизованные надписи, хотя и среди них могут быть профессиональные примеры. Это яркие по содержанию и идее работы, которые в основном отображают действительность глазами художника - если говорить о свободной форме самовыражения. Или определённые социальные темы, события, характеризующие тот или иной период - если говорить об определённой теме, - говорит Жанна Белицкая.

Собеседница sntat.ru добавила, что в настоящее время в качестве новых площадок, которые планируется отдать под роспись,  рассматриваются трансформаторные подстанции, жилые и общественные, производственные здания, ограждения и подпорные стенки.


Мнения

Фарида Забирова, заместитель председателя Татарстанского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

- Есть стрит-арт, а есть хулиганство. В современном мире стрит-арт считается искусством. Это искусство, когда красиво. К примеру, так как на улице Каюма Насыри, в Татарской усадьбе. А когда на стене написаны неприличные слова - это ужасно! Вот я сейчас иду по улице Щапова, где написано «Дорогая, спасибо за сына! Спасибо за дочь!» - эти надписи отдают энергетикой счастья. Вообще однозначного ответа на этот вопрос нет. Если рисунки делают мастера, то это украшает город. А когда на отреставрированном доме пишут гадости, фамилии или логотипы - это хулиганство. Когда хулиганы портят отреставрированные здания и дома - это недопустимо.

Александр Попов, архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества из Вологодской области

- Все зависит от качества продукта. Творчество народных масс - это то, что двигает государство вперед. Когда его нет, то нет никакого движения. Другое дело, что оно должно находиться в каких-то берегах. Внешний облик города портится тогда, когда рисунки сделаны бездарно или на домах, где нельзя было этого делать. Вот я смотрю в окно и вижу гараж, голые стены. Такие участки всегда чем-то закрываются. В этом случае искусство вызывает всяческое уважение.


Читайте также: Ильдар Галеев: В Казани в 1920-е была высочайшая книжная культура


Авторы: Наталья Рыбакова, Фото: Салават Камалетдинов

Поделитесь с друзьями

2 комментарии

  • Комментировать вот так вот 18 января 2017 написал(а) вот так вот

    Паблик арт!(либо коммерческое оформление) название этому...
    Стрит арт это совсем другое, и он не как не делается на заказ... как и граффити

  • Комментировать Руфина 19 января 2017 написал(а) Руфина

    замечательно. но полета не хватает.

Оставить комментарий