Чем обрабатывают казанские дороги

09 января 2016 // Прочитано 1635 раз

«События» выяснили, опасны ли для нас реагенты, с помощью которых коммунальные службы борются с гололедицей.

На улице даже в минус на дорогах слякоть. Эта ситуация знакома многим автомобилистам. Жижа в мороз образуется под воздействием реагентов, которыми обрабатывают проезжие части. В Казани используют два вида антигололедных составов.

ТВЕРДЫЙ РЕАГЕНТ

Это белые гранулы, которые на дорогу разбрасывает специальный автомобиль. Состав: хлористый кальций. Действие: растапливает лед.

+ Плавит лед моментально, через несколько минут после нанесения ледяная корка превращается в жижу. Воздействует сильнее обычной соли, поэтому нужно меньшее количество.

- Дорого. Жижа пачкает автомобили и одежду. В больших количествах портит обувь и лапы животных, попадая в почву, губит растения.

ПЕСКО-СОЛЯНАЯ СМЕСЬ

Cостав: речной песок - диоксид кремния и техническая соль - хлористый натрий. Действие: соль растапливает лед, а песок делает поверхность шершавой.

+ Дешево. Песок обеспечивает эффект «сцепления» даже в 25-градусные морозы, когда соль уже не действует.

− Вредно. В больших количествах портит нашу обувь и лапы животных, попадая в почву, губит растения. Песок забивает ливневую канализацию, оседая на обуви, проникает в наши квартиры. Причина пыльных бурь весной - не убранный вовремя «антигололедный» песок.

Твердые реагенты начали использовать в Казани около десяти лет назад. Пескосоляную смесь использовали всегда. Несмотря на явный перевес минусов, от нее не отказались до сих пор из-за главного преимущества - дешевизны. Основные магистрали, где автомобильный поток высокий, обрабатывают твердыми реагентами, дороги статусом ниже - песко-соляной смесью. Ей же посыпают тротуары.

РЕАГЕНТЫ – ПРИЧИНА АНОМАЛЬНО ТЕПЛОЙ ЗИМЫ?

В основе и того и другого состава соль. Разница, объясняет доцент кафедры физической химии КФУ Михаил Варфоломеев, в том, что соли кальция, из которых состоит твердый реагент, действуют сильнее и быстрее солей натрия - основы песко-соляной смеси. Но принцип одинаковый.

- Соли используют, чтобы обезводить какие-либо вещи. Соль впитывает воду и выделяет тепло. Попадая на лед, вызывает микроразогрев, лед начинает таять. При смешивании с водой выделяется тепло, повышается температура, одновременно происходит понижение температуры замерзания жидкости, - объясняет Варфоломеев.

Именно поэтому, кстати, моря не замерзают. Но если из-за реагентов начинается усиленное выделение тепла, то, возможно, они являются причиной наших аномально теплых зим? Ведь в последние годы в Казани вместо снега зимой дождь, а температура около нуля.

- Нет, соль не оказывает настолько сильного влияния. Причина глобального потепления - это парниковые газы, - уверен Михаил Варфоломеев.

ИЗ-ЗА РЕАГЕНТОВ У ЧЕЛОВЕКА ПОЯВЛЯЕТСЯ АЛЛЕРГИЯ?

В том, что реагенты выжигают почву, никто не сомневается. Все видели, что на обочинах трава растет хуже, чем в центре газона, потому что с обочин снег, смешанный с реагентами, толком не убирают. Многие аллергию, которая «косит» жителей мегаполисов, тоже связывают с использованием реагентов. Научных исследований по этой проблеме нет. А вот химики считают, что соль даже полезна.

- На здоровье человека реагенты влияния не оказывают. Это даже полезно. Есть соляные пещеры, где люди специально дышат целебным воздухом. В общем, ничего страшного не будет для здоровья, если соблюдаются нормативы, - уверен доцент кафедры физической химии КФУ Михаил Варфоломеев.

В Исполкоме Казани «События» заверили, что все нормативы соблюдаются, а противогололедные средства полностью соответствует всем экологическим стандартам.

Кстати

За сезон в Казани расходуют 25 000 тонн твердого реагента 100 000 тонн песко-соляной смеси

- Норма расходов противогололедных материалов определяется исходя из погодных условий, продолжительности и интенсивности снегопадов, температуры воздуха, степени обледенения дорог. По твердым реагентам норма варьируется от 5 до 120 граммов, по песчано-солевой смеси - от 100 до 350 граммов на квадратный метр дороги, - прокомментировали в комитете внешнего благоустройства Исполкома Казани.

Улицы чистят 560 единиц техники

- Сначала дороги обрабатываются противогололедным материалом, далее, через 2,5 - 4 часа происходит разметание образовавшейся снежной крошки с использованием плужно-щеточных механизмов, число циклов повторяется до полного окончания снегопада. Затем переходят к операциям второй очереди - это формирование снежных валов при помощи грейдеров, далее погрузка и вывоз снега с использованием погрузочной техники и самосвалов. Соответственно одновременно весь парк уборочной техники на объектах уборки находиться не может, - объясняют в Исполкоме Казани, почему жижа на дорогах лежит долго.

За зиму в среднем вывозят 750 000 тонн снега

- В Казани нормативные сроки вывоза снега утверждены регламентом в зависимости от толщины снежного покрова. Срок вывоза снега на дорогах и тротуарах, относящихся к первой категории, при снегопаде до 6 см составляет два дня, при снегопаде до 10 см - не более четырех дней. Срок вывоза снега на дорогах и тротуарах, относящихся ко второй категории, при снегопаде до 6 см составляет четыре дня, до 10 см - до семи дней, - прокомментировали в Исполкоме Казани.

Автор: Дарья Турцева

Поделитесь с друзьями

2 комментарии

  • Комментировать Александр 09 января 2016 написал(а) Александр

    Брюки постоянно внизу белые от этого реагента, приходится через день стирать и то не помогает, белые разводы остаются. Дворников вообще не видно, никто лопатой снег не убирает, зато везде сыпят реагенты безмерно. В коммунальных платежах постоянно платим за уборку территории, хотя как я уже сказал дворников не видно. Почему я должен тратить деньги еще и на покупку испорченной обуви и одежды?

  • Комментировать Гость 11 января 2016 написал(а) Гость

    Спасибо за статью. Не хватает сравнения с другими странами, северными.
    И прочими альтернативными средствами.

Оставить комментарий