Ильсур Метшин: Мы не можем снижать социальные обязательства

18 декабря 2015 // Прочитано 1681 раз

В Казани приняли бюджет на 2016 год. Основополагающий документ города назвали достаточно жестким, но учитывающим реалии сегодняшнего дня.

Проект бюджета рассмотрели на заседании III сессии Казанской Гордумы. Но сначала депутатов ознакомили с социально-экономическим прогнозом. Темпы роста мировой экономики замедлились - с 5% до 3%. России придется адаптироваться к неопределенности в условиях геополитической напряженности, санкций и новых цен на нефть.

Социально-экономический прогноз

По предварительной оценке ВРП в этом году снизится почти на 4%. Факторы снижения российской экономики скажутся на экономике Татарстана и ее столице.

- Сегодня мы стараемся противостоять серьезным экономическим вызовам, макроэкономической неустойчивости, сжатию инвестиционного и потребительского спроса - таковы, к сожалению, реалии сегодняшнего дня. Ситуация далеко не простая, даже несмотря на то, что уже сегодня заметны и некоторые позитивные тенденции, - признал заместитель руководителя Исполкома Казани Иван Кузнецов.

Собравшимся представили макроэкономические параметры ближайших трех лет, основные направления их достижения и возможные риски. Ожидается, что ВРП текущего года будет ниже уровня 2014. В новом году рост экономики прогнозируется чуть более 1%. К 2018 году объем валового территориального продукта составит 779 млрд рублей и превысит уровень прошлого года на 14%.
Развитие промышленного комплекса города определит динамика внутреннего спроса. На темпы роста будут влиять меры по повышению конкурентоспособности отечественных производителей и импортозамещению.

Другим важным фактором развития городской экономики будет реализация инвестиционных проектов промышленными предприятиями. Рост промышленного производства в 2015 году оценивается на уровне 102%. В новом году индекс промышленного производства ожидается в пределах 102%, в 2017-18 годах - порядка 4% ежегодно.

- Но есть риск, что при сохранении режима санкций, существующие ограничения на финансовом рынке не позволят компаниям в полной мере реализовывать свои инвестиционные планы. Это в свою очередь повлечет падение объемов производства отдельных предприятий и реальных доходов населения, и как следствие, падение ожидаемой динамики развития экономики в целом, - подчеркнул докладчик.

В Казани уже наблюдается снижение инвестиционной активности, начиная с 2013 года. За девять месяцев объем инвестиций в уставной капитал составил 96 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1% ниже уровня прошлого года. К концу этого ожидается сокращение инвестиций на 14%. В прогнозируемый период восстановить размеры вливаний скорее всего не удастся. По оценке экспертов их объемы составят 143-147 млрд рублей. Инвестиционная активность начнет постепенно нарастать, но более заметный рост ожидается только после 2018 года.

Бюджет 2016

Наконец перешли собственно к проекту бюджета. Его основное отличие - программная направленность.

Доходы. Прогнозируемый общий объем доходов 19 млрд 316 млн рублей - это налоговые, не налоговые доходы и безвозмездные поступления. Общий объем первых двух - 12 млрд 758 млн рублей, из них 78% - налоги, 22% - другие доходы. Межбюджетные трансферты из бюджета республики 6 млрд 558 млн рублей, из которых 99% составляют субвенции на выполнение переданных полномочий и оставшаяся часть - субсидии на образование и иные межбюджетные трансферты. Основными источниками казны (92%) остаются — налог на доходы физлиц, земельный налог и налог на совокупный доход.

НДФЛ - один из бюджетообразующих налогов и играет большую роль в обеспечении стабильного и ежемесячного поступления доходов в бюджет города. На его долю приходится 39% в общей сумме налоговых доходов.

Земельный налог - второй крупнейший источник доходов. Это местный налог, который целиком идет в городской бюджет. На его долю приходится 36% всех налоговых доходов. В будущем году ожидаемый объем его поступления - 3 млрд 535 млн рублей.

Совокупный налог - прогнозируемый объем - 1 млрд 774 млн рублей, он включает в себя единый налог на вмененный доход - 861,7 млн рублей; налог, взимаемый в связи с упрощенной схемой налогообложения - около 900 млн рублей; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения - 12 млн рублей и сельскохозяйственный налог - 385 тысяч рублей. Это налоги малого бизнеса, доля которых составляет 18%.

Также прогнозируются поступления: налог на имущество физлиц - 350 млн, госпошлина - 317 млн, налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых - 32 млн, налог на игорный бизнес - 3 млн и акцизы на нефтепродукты - 53 млн рублей, которые пойдут в дорожный фонд.

Не налоговые доходы - ожидаемый объем 2 млрд 843 млн рублей. Сюда входят доходы от использования муниципального имущества, продажи материальных и нематериальных активов и иное.

Изменения в поступлениях. С 1 января меняется порядок расчета и норматив отчислений в городской бюджет по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Теперь этот источник будет поступать по нормативу в 50%, а не 40%, и один раз в год, а не каждый квартал, как раньше. Кроме того у городской казны появился новый источник доходов - налог на добычу полезных ископаемых. Изменен срок уплаты налога на имущество физлицами с 1 октября на 1 декабря.

Дополнительная поддержка: республиканский бюджет оказал финансовую поддержку городскому бюджету в размере 1 млрд 519 млн рублей. Деньги выделили на содержание объектов социально-культурной сферы и отраслей городского хозяйства. Самые крупные объемы помощи:

- организация детского отдыха - 180 млн;

- содержание муниципальных учреждений - 132 млн;

- гранты педагогам, тренерам, поддержка молодых специалистов и работников социально-культурной сферы, а также помощь беженцам с Украины - 111 млн;

- повышение зарплаты специалистам учреждений молодежной политики - 33 млн;

- строительство объектов улично-дорожной сети - 200 млн;

- содержание ливневок - 200 млн;

- переселение граждан из аварийного жилья - 177 млн;

- приобретение троллейбусов и трамваев - 143 млн рублей.

Расходы. Общий объем расходов прогнозируется на том же уровне: 19 млрд 316 млн рублей. В общей структуре всех трат 71% приходится на социально-культурную сферу - это расходы на:

- образование и молодежную политику - 12 млрд 641 млн,

- культуру - 495 млн,

- социальную политику - 468 млн,

- физкультуру и спорт - 108 млн,

- здравоохранение - 16 млн рублей.

Расходы на национальную экономику - 2 млрд 205 млн, общегосударственные вопросы - 1 млрд 583 млн, на ЖКХ - 1 млрд 31 млн, обслуживание муниципального долга - 569 млн, национальную безопасность - 70 млн, охрану окружающей среды - 29 млн рублей. В то же время 101 млн рублей в виде отрицательного трансферта будет отчисляться в бюджет республики.

Рассмотрев социально-экономический прогноз и проект бюджета, участники заседания пришли к выводу, что финансовый год будет не простой. Главное - не сокращать взятые на себя социальные обязательства. Конечно, республика и лично президент всегда оказывают поддержку по всем отраслям, однако выполнить бюджет будет сложно.

- Чуда не бывает. Но каким бы сложным не был год, ни одну программу президент Татарстана Рустам Минниханов и правительство республики не свернуло. Будь-то поселки, ремонт во дворах, строительство детских садов, капремонт жилья, ремонт дорог или школ. Поэтому бюджет должен быть принят максимально в таких условиях, когда мы должны экономить наши денежные средства, и что называется, ноги протягивать по одеялу, - призвал собравшихся Ильсур Метшин.

По его словам, основополагающий финансовый документ Казани получился «достаточно жестким, однако он учитывает реалии сегодняшнего дня». Главная его особенность в том, что проиндексированы все социально-значимые и первоочередные расходы, учтено повышение зарплаты бюджетникам, сохранена социальная направленность бюджета. Впервые за последние годы предусмотрен рост расходов на благоустройство территории города.

- Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, ожидаемое исполнение бюджета на 2016 год будет достаточно сложным, рост налоговых доходов замедляется, а социальные обязательства мы не только не можем снижать, но как я уже сказал, обязаны проиндексировать, - отметил мэр Казани.

Градоначальник напомнил, что налог на имущество физлиц теперь будут поступать в бюджет только в конце года. Поэтому нужно максимально обеспечить другие поступления, увеличивая долю не налоговых доходов и повышая эффективность управления муниципальной собственностью. В целом, по мнению мэра, бюджет на 2016 год достаточно реалистичен.


Рустам Минниханов: Год будет непростой, но уверен, мы выдержим


Автор: Василя Ширшова

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий