В преддверии чемпионата WorldSkills в Казани входит в моду новая рабочая специальность.

 

Покупая автомобиль, мы смотрим на его ходовые характеристики и цену. Но нам важно, чтобы машина и выглядела красиво. Восхищаясь ее изяществом и стилем, мы отдаем должное дизайнеру, который ее создал. Так уж устроен человек, эстетическая составляющая интересует его не только в музыке, литературе, архитектуре, но и в промышленной сфере. В любой технике и сооружениях мы будем искать красоту и изящество. Будь то фюзеляж самолета, корпус корабля, скоростного поезда, транспортная развязка, мост, станция метро, лифты, эскалаторы.

По своему назначению у этих объектов вроде бы совсем другие задачи. Но если их отличают оригинальное конструкторское решение, уникальная форма, масштаб и специфическая выразительность, они уже перестают быть просто техническими устройствами. Это делает их частью эстетики нашего окружения, интересным элементом городской среды, а то и визитной карточкой региона. За всё это и отвечает инженерный дизайн - новая популярная область дизайнерского творчества в промышленной сфере.

Образцы инженерного дизайна

Автострады Германии и США, Днепрогэс, Бруклинский мост, плотины Голландии, ирригационные системы Средней Азии, эстакады японских поездов на воздушной подушке. Все эти объекты в мире уже давно считают образцами внедрения «высокой» эстетики в проявления инженерно-технической мысли.

В Казани к произведениям инженерного дизайна можно отнести мост Миллениум, станцию метро Аметьево, красивую развязку на Амирхана-Чистопольской и даже вышку, которую недавно сооружали для хайдайверов на Казанке.

Где учат инженерному дизайну

Как таковой отдельной этой специальности в татарстанских вузах - нет. Но само направление студенты республики изучают в рамках учебной программы. Например, в КГАСУ на базе институтов архитектуры и дизайна или транспортных сооружений. В КНИТУ им. Туполева дизайн самолетов изучают студенты конструкторских направлений.

В КГЭУ также проходят основы этого направления. В вузе продемонстрировали свои образцы инженерного дизайна. Это гелиостаты - зеркальные сооружения на крыше, которые ловят солнечный свет и создают дополнительное освещение в здании. Солнечные панели преобразуют энергию в ток и заводят двигатель гелиостата. Тот, словно подсолнух, поворачивает «голову» вслед за солнцем. Главная задача устройств - энергоэффективность. Но в то же время они имеют не только прикладное значение, но и украшают учебный корпус. Это необычное оборудование придает ему оригинальный вид в стиле хай-тек.

Еще одно интересное ответвление инженерного дизайна - светотехнический. Можно сказать, что в университете готовят дизайнеров, которые работают со светом. Дина Ямбаева учится на кафедре светотехники и рассказала, как студенты развиваются в этой области.

- Мы даже курсовые и дипломные пишем по теме светотехнического дизайна. Студенты берут какое-либо здание для примера и полностью расписывают, какие установки в нем применяются, какие приборы освещения. Сами проектируют всё это в специальной программе. И смотрят, где какой будет свет, какая будет световая температура. С помощью этого можно создать интересное световое решение. Вы же видели, как вечером в Казани у нас отдельные здания красиво подсвечены, - приводит примеры студентка.

Где трудятся инженерные дизайнеры

Многие интересные технические сооружения городу и республике подарили Казгражданпроект или Татдорпроект. Это «Козья Слобода», «Аметьево» другие станции метро, автодром на Высокой горе, платная трасса на М-7, развязки на Чистольской, Декабристов, Танковом кольце и Проспекте Победы.

Кстати, мало кто знает, что Миллениум хоть и проектировала московская фирма, но сам пилон для него - большую букву «М» в 45 метров высотой - отливали на Зеленодольском заводе им. Горького. А вот внешний облик его кораблей придумывают в местном проектно-конструкторском бюро.

Что касается татарстанских самолетов, их фюзеляж разрабатывают в Москве. Здесь многое зависит от заданных параметров: скорости и вместимости.

- Аэродинамикам дают просчитать, какой должна быть внешняя форма. Они считают площадь крыла, диаметр фюзеляжа и т.д. Конструкторы всё это подкорректируют, ведь это совместная работа, а не просто аэродинамики так решили и всё. Конструкторы смотрят, чтобы это еще функционально было. Например, аэродинамик хочет какой-то особенный самолет с удлиненным крылом, а в эксплуатации он будет неудобным. Поэтому берется общая золотая середина и, получается самолет с его внешним контуром, - рассказал в общих чертах о процессе создания авиалайнеров начальник бригады №7 инженерного центра КАЗ им. Горбунова Андрей Саакян.

Кстати, если снаружи самолет создают не у нас, то его внутреннее убранство придумывает именно на нашем заводе. Бригада под руководством Саакяна колдует над интерьером салона. В какой стилистике он будет выдержан - здесь всё зависит от желания заказчиков. С ним обсуждают, какими будут обивки пассажирских кресел, из каких материалов изготовят кухню, ковры, ткань для фальшборта, столы бизнес-класса и т. д.

В бригаде есть и молодые работники. Одна из них - инженер-конструктор Наталья Шильникова. Девушка устроилась на завод сразу после окончания КАИ. Первые три года, как молодой специалист, получала доплату. Позже пошли дополнительные бонусы за категорию.

- Мы в первую очередь инженеры-конструкторы, а потом уже дизайнеры. Но эстетическая составляющая тоже важна. Смежники устанавливают жгуты, какое-то радиооборудование. Мы следим, чтобы всё это выглядело презентабельно, не висели провода. Работа творческая, мне очень нравится. Приятно, когда то, что ты начертил на компьютере, потом видишь живьем, как оно воплотилось в машине. Летом я летала на самолете той же серии, что и наш Ту-214. Смотрела, как что в нем сделано, была довольна. А назад летела на более старой версии и уже подмечала недостатки в салоне - это всё интересно, - рассказала о своей работе Наталья.

Что интересно, дизайн салона самолета, конечный результат, как всё будет выглядеть, работники бригады рисуют цветными карандашами на бумаге. В их отделе целая кипа таких рисунков.

Недавно для сотрудников бригады организовали курсы повышения квалификации. После учебы возникла идея - создать на базе завода центр инженерного дизайна. Специалисты хотят выйти на новый уровень работы с заказчиками. Например, рисовать не только на бумаге, но и на компьютере. Тогда можно будет обговорить с представителем авиакомпании, что ему нужно, создать дизайн в специальной программе и «провести» клиента по виртуальному салону лайнера. Ведь это и нагляднее, и удобнее, поделись планами специалисты.

Материал подготовлен при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.