Генеральный директор компании «Ваш быт» Фарид Сафин рассказал sntat.ru с чего начал, когда решил организовать собственную сеть мебельных магазинов.

 

- С чего началась ваша предпринимательская деятельность?

- Я закончил КАИ и после окончания по распределению попал на один из заводов Казани, где к перестройке успел построить довольно хорошую карьеру. Начинал простым специалистом, инженером и дорос до замглавного технолога объединения, первого начальника техотдела, одного из главных на предприятии. С началом перестройки решил, что нужно заниматься бизнесом, пока есть возможность.

- С чего именно и с кем начали?

- С друзьями организовали НПО (научно-производственное объединение), где сами производили и зарабатывали. В то время были популярны компьютеры, к ним не хватало приспособлений, например, программных носителей, джойстиков, которые мы и разрабатывали. Со временем перешли к производству товаров народного потребления от электроводонагревателей до тапочек. Рынок был пустой, не хватало элементарных товаров, и мы занимались их производством.

- Откуда собственные производственные мощности?

- Мы брали в аренду пустующие помещения, размещали производственное оборудование, заказывали оснастку. Так как я имел большой опыт подготовки, то все было довольно ясно, я знал, где и как разместить заказы, организовать производство. Это неплохо получалось, на чем мы смогли заработать первоначальный капитал.

- Как вы решили его использовать?

- Когда открылся рынок для товаров с Запада, из Китая, собственным производством стало невыгодно заниматься. Мы решили организовать продажу мебели, создали сеть магазинов. На первых порах сами производили и продавали, но в России, Белоруссии было немало заводов, фабрик, у которых есть необходимое оборудование, специалисты. Тогда мы поняли, что выгоднее размещать заказы у них, а затем привозить на рынок.

- Почему выбрали именно мебель?

- К тому времени образовался большой спрос, но рынок был не заполнен. Хорошими темпами шло строительство жилья, включилась программа ликвидации ветхих домов. Одним словом, появлялось много новых квартир, а мебели не хватало. Так у нас открылся сначала один магазин, затем второй, третий, и так дошло до сети. Возникли услуги доставки, сборки, сервисный центр, где оперативно решаются все вопросы.

- Где открылся первый магазин, и как сеть развивалась потом?

- Наша первая точка появилась на Амирхана в 92-93 году и до сих пор там существует. Компания же «Ваш быт» была зарегистрирована в 1996 году, до этого работала только сеть магазинов. Со временем у нас возникло 20 собственных точек, открыли площади в Чебоксарах, Новочебоксарске, Набережных Челнах, Зеленодольске, Нижнекамске, Чистополе, Альметьевске. По мере того, как рынок заполнялся, появлялись другие магазины, торговые центры, мы реагировали на изменения. Где-то сокращали площади, где-то сами их строили. В зависимости от спроса и рынка деятельность регулировалась.

- Успех пришел к компании сразу?

- Сразу ничего не бывает. Мы начинали не просто как мебельный магазин, а как магазин товаров народного потребления: бытовая техника, мебель, ковры, строительные материалы, посуда, обувь, работали даже ателье. Мы изучали рынок, смотрели, что востребование, на что больший спрос, а затем принимали решение. Мебель оказалась наиболее популярной именно из-за большого количества новых квартир.

- С какими сложностями столкнулись на первых порах?

- Без ошибок ничего не бывает, никто не давал готовые инструкции. Изучал литературу, как вести бизнес, где-то применял метод проб и ошибок. Нередко были и существенные потери. Например, мы занимались производством по переработке зерна, организовали производственные участки, но они находились в одном из районов республики, так что мы не могли постоянно контролировать работу. Со временем стали замечать, что это приносит нам больше затрат, чем прибыли. На производстве оказалась недостача. Конечно, пришлось принимать меры, менять направление бизнеса - переработку зерна мы продали в частные руки, которые могут на месте контролировать ситуацию. Для нас это тоже опыт.

- Какую поддержку оказывало вам государство?

- Как член Общественной палаты Татарстана, вице-президент Ассоциации малого и среднего предпринимательства знаю, что есть немало предложений для бизнеса. Но за все время работы я ни разу ничем не воспользовался, было жалко времени, чтобы оформлять документы, затем бегать и просить деньги, а после отчитываться о тратах. При необходимости берем кредиты через банк, что намного проще. Банк знает наши обороты, может контролировать, и у нас есть, что дать в залог. Конечно, хотелось бы получать субсидии, но мы стараемся обойтись своими силами без государства.

- Если вы когда-то так уверенно начали свой бизнес, выходит, у других есть такой же шанс?

- Конечно, но важно на начальной стадии не шиковать. Деньги должны крутиться в обороте. Знаю многих предпринимателей, которые получив первый миллион, вкладывали его в предметы роскоши. Нужно быть скромнее. Беря деньги у банков, также следует быть осторожным и не попадать в зависимость. Лучше брать такую сумму, которую при необходимости можно сразу погасить.

- Сложно ли найти нужную информацию для начинающего предпринимателя?

- Человек, который ищет, при желании всегда найдет литературу, посетит курсы. К тому же существует уже разработанный алгоритм действий для предпринимателя, так называемая дорожная карта. Специально ничего утверждать не нужно. Если человек ищет, то всегда найдет возможность для развития дела.

- С какими барьерами пришлось столкнуться в начале работы?

- Человеческий фактор и бюрократию еще никто не отменял, к сожалению. У нас подножки можно получить от крупного до мелкого чиновника. Многие предприниматели сталкиваются с этим, но кто-то опускает руки и разворачивается вместо того, чтобы идти, думать, как обойти или преодолеть сложности.

- Как кризис сказался на работе компании?

- За годы работы мы пережили три стадии: первый, самый значимый, в 1998 году, следующий в 2008 и последний сейчас. При каждом наступает спад, нужно время, чтобы опять начался подъем. Каждый из кризисов отличался тем, что рубль резко дешевеет, и предприниматели, работающие в валютной зоне, полностью попадают под эти действия, им приходится сложнее. Мы никогда не старались вести дела в валюте, работаем с Китаем, Европой, но не рублёвая доля небольшая, так что мы не так сильно ощущаем кризис, хотя спад, конечно, есть. Речь идет о снижении покупательской способности, а вместе с этим о сокращении производств, торговых площадей, объемов продаж. Текущие же расходы сохраняются, нужно постараться удержать специалистов и по возможности торговые площади.

- Что компания «Ваш быт» представляет сегодня?

- Когда один из последних кризисов особенно серьезно наступал, мы посчитали убыточные направления, сократили производства. Аккумулировав средства, решили вложить их в строительство, ведь стройматериалы не выросли в цене, хотя общее повышение стоимости идет. Мы тратим много сил и средств на развитие производственно-складской базы, неэффективные точки сократили, другие же сохранили. Открыли оптовый мебельный центр в Столбищах на своей производственной базе. В торговых центрах города арендная плата довольно высокая, этот же ТЦ мы построили сами на своей территории, так что аренду платить не надо. Это позволило снизить цены на весь ассортимент и продавать мебель по оптовой стоимости, что для жителей очень удобно.