О том, как проспорила бутылку водки, как летала в гробу, и почему рыдала перед экзаменом, рассказала циркачка, актриса и, наконец, просто поэтесса, на 47 литературном дворике в казанском парке Горького.

 

Наталью Варлей пригласили в Казань на очередной «Литературный дворик» не только, как известную актрису. Начав карьеру как воздушная гимнастка после циркового училища, она продолжила ее в качестве актрисы и закончила театральное училище. А в 1992 году получила и диплом литературного институт им. Горького, выпустила три поэтических сборника: «Любовь», «Кружась над золотыми куполами» и «Во мне такая музыка звучит». После пары часов ожидания к фонтану подъехала машина, из которой выпорхнула, как яркая бабочка и под зонтом направилась к сцене. 

Актриса поблагодарила зрителей за теплый прием в такую холодную погоду, а услышав, что «конферансье» Анастасия объявила ее как «кавказскую пленницу», заметила: 

- Какая я уже «кавказская пленница»? Страшно сказать, но через 2 года картина будет отмечать свое 50-летие!

Но тут же добавила, что ей приходится быть озорной и молодой, потому что поклонники ее хотят такой видеть. Стоит отметить, что Наталье Варлей это еще как удается: легкая походка, стройная фигура, без единой морщинки лицо. Хотя актрисе, на минуточку, 68 лет! Свой литературный вечер поэтесса Варлей начала с «раннего» - прочитала стишок, который сочинила в 4 года.   

Актриса читала, публика слушала, дождь продолжался, народ не расходился. И тогда организаторы праздника, как и обещали, пригласили всех в кафе - уютный зальчик на втором этаже. Встреча стала теплее. Не только от температуры окружающей среды - сработал формат «посиделок». 

Наталья Варлей читала свои стихи, охотно отвечала на вопросы публики. Причем, даже без микрофона: выяснилось, что звукооператоры настроились на концерт под открытом небом, а чтобы перемонтировать аппаратуру в помещении, нужно время. Но потом микрофон все же удалось настроить, а вот музыку - нет.

Корреспондент sntat.ru поинтересовалась, часто ли Наталья Варлей бывала в Казани, и какие у нее впечатления от города.

- Я бывала здесь много раз, - ответила она. – И в советское время, и лет десять назад, и семь, и три года назад. Казань, конечно, невероятно хорошеет! Потрясающий совершенно город! Ну, вы сами это прекрасно знаете, и я понимаю, что вам хочется и от меня это услышать. Все восхищаются, когда приезжают сюда: «Какой красивый город!». Действительно это так. Три года назад мы к вам приезжали со спектаклем. Огромная, конечно разница, что к Универсиаде сделали! И народ здесь всегда был хорошим, добрым, душевным и зрители прекрасные.

Гостью спросили, как она отнеслась к той славе, которая на нее обрушилась после фильма «Кавказская пленница», и не жалеет ли , что бросила карьеру циркачки.

- Слава и профессия - это совершенно разные вещи, - считает Наталья Варлей. - Это разные полки, будем так говорить, в жизни  человека. Я по природе своей не тщеславна. Когда после «пленницы» начались эти мешки писем и сумасшествие молодых людей, я как-то не понимала, почему это, что это связано со мной. Я вроде как со стороны на это смотрела, а сама продолжала жить и работать. Понимала, что мне не хватает профессионального мастерства, потому что сниматься я начала, будучи цирковой артисткой. И хотя в цирковом училище преподавали актерское мастерство, для того, чтобы сниматься в главных ролях в кино, я считала, что этого недостаточно, и пошла, поступать в театральное училище им. Щукина. Тогда ректором был Борис Захава. Он снимался в кино, играл Кутузова в «Войне и мире», но студентам не разрешал сниматься. И я дала слово этого не делать. Не снималась до 3 курса. Потом мне разрешили сыграть в кино, потому что кинематографисты народ такой упорный - они просто добили моего худрука Юрия Катина-Ярцева, когда меня утвердили на роль Муси Волковой в фильме «Золото» по роману Бориса Полевого.

Но так уж получилось, что именно товарищ Саахов из «Кавказкой пленницы» - дебюта Натальи Варлей  дал самую точную характеристику актрисе, которая сыграла Нину - «отличница, спортсменка, красавица…».  

- Я вообще по жизни отличница, - призналась она. - Многие артисты рассказывают с большим удовольствием, что они были двоечниками. Я была везде отличницей - в школе, в музыкальной школе, цирковое училище я закончила с отличием, театральный институт - с отличием, и в литературном тоже защитилась на «отлично». Мне было всегда стыдно плохо учиться. Вот к математике у меня не было никаких способностей, тем не менее, я ночами сидела, чтобы решить задачи. Я всегда считаю, что если ты чем-то занимаешься, надо это делать хорошо.

Везение актрисе тоже иногда помогало. Наталья Варлей вспомнила, как поступала в 1984 году в литературный институт. Тогда советский кинематограф переживал затишье, и нужно было, как выразилась актриса, «обновить кровь».

- Это было очень смешно, - рассказывает она. – Творческий конкурс я прошла, а дальше надо сдавать экзамены. В ночь перед этим по литературе и русскому языку я села за пачку книг. Ну, все это я читала, и подумала, что просто пролистаю. Сверху лежал Гоголь «Мертвые души». Я открыла - и зачиталась до утра. Когда поняла, что сейчас надо идти на экзамен мне стало плохо. Спускаюсь по ступенькам, не выспавшаяся, и рыдаю. А навстречу мне идет Галина Кожухова - журналистка, которая писала для газеты «Правда». Мы жили в одном доме. Она меня спрашивает: «Наташа, а что вы плачете?». Я ей все рассказала, а она говорит: «Перестаньте плакать, вам поставят «пятерку». Я удивилась: «Почему? Ведь я ничего не успела повторить». А она: «Поставят! Давайте поспорим на бутылку водки!».

Водку Наталья Варлей проспорила. Ей достался билет как раз про «Мертвые души». Но пришлось очень долго выкладывать экзаменатору все, что она вычитала. Он ее почему-то не останавливал и вопросов не задавал. Только позже актриса узнала, в чем секрет. Молодой аспирант, который принимал экзамен, всем потом рассказывал, что, мол, к нему пришла на экзамен та самая девушка, которая играла в «Кавказской пленнице» и «Вий», а у него очень болела голова. Но когда абитуриентка начала отвечать по билету, голова стала проходить, и поэтому он не отпускал ее, пока боль окончательно не прошла. 

Время учебы в литературном институте Наталья Варлей считает самыми счастливыми годами своей жизни, хотя это был разгар перестройки и безденежья, а у нее на руках были двое детей: школьник Василий и Саша - еще грудничок. 

- Я приходила домой, дети спят, кошка, собака спят, на кухне варится суп, в стиральной машине крутятся пеленки, а я сижу и печатаю стихи.

Не остался без внимания казанцев и другой, отмеченный товарищем Сааховым статус Натальи Варлей - красавицы. Казанская художница Лада Аюдаг с какой-то даже «белой» завистью спросила, как актриса умудряется оставаться такой молодой. Та ответила, что, конечно же, пользуется достижениями зарубежных косметических технологий, но убеждена, что больше всего пользы женской коже приносят отечественные - баня и маски из сметаны. 

Кроме того, в тонусе держит работа. По словам Натальи Варлей, она сейчас много играет в антрепризах, и ей довольно тяжело перелетать и переезжать из города в город, да и спектакли все очень эмоционально затратные.

- Тем не менее, я считаю, что это очень многое мне дает и питает душу, - признается она.- Каждый раз думаю, неужели у меня хватит сил сегодня еще сыграть? Но выхожу на сцену, и, видимо, происходит, такой взаимный обмен энергии с публикой. Ты выходишь с любовью к залу, и зал тебе отвечает любовью. И это сублимируется в ту самую энергию, которая дает силы. Резервы человеческого организма просто неисчерпаемы!

А про статус «спортсменки» все вспомнили, когда прозвучал вопрос, была ли у Натальи Варлей дублерша, когда она играла в фильме «Вий» и ее персонаж - ведьма-панночка должна была летать в гробу.

- Я - воздушная гимнастка, и вдруг в гробу не пролечу? - шутливо возмутилась актриса. Зал отозвался громким смехом и аплодисментами. 

- Когда я снималась в «Вие», я не была профессиональной актрисой, - продолжила Наталья Варлей рассказ про этот необычный фильм. - Мною больше двигало любопытство. Тогда я еще не собиралась связывать свою жизнь с актерской профессией. Картина делится как бы на две части, которые потом были смонтированы вместе. «Хуторную» часть снимали молодые тогда еще режиссеры Кропачев  и Ершов - выпускники ВГИКа. Но так как они были молодые и горячие, у них шел страшный перерасход пленки. И к ним прикрепили в качестве художественного руководителя Александра Птушко. А он был режиссером-сказочником, снимал «Садко», «Сказку о царе Салтане». Поэтому в «Вие» он каких-то чертей разрисовывал, хвосты прикручивал, придумывал, как будет летать гроб. Для него зрелищная часть была гораздо важнее. И если бы не Леня Куравлев, который мне помогал по актерской части, я не знаю, справилась бы я с ролью или нет. Хотя как цирковую, меня использовали в фильме по полной. 

Что же касается литературного творчества, то Наталья Варлей рассказала, что сейчас пишет книгу о кошках. Потому что считает их удивительными и загадочными существами.

- Когда я увлеклась цирком, я знала, что стану или воздушной гимнасткой, как Раиса Немчинская, или укротительницей тигров, как Маргарита Назарова. Ну, вот не получилось стать укротительницей. Но кошки - это тоже ведь маленькие тигры. И с ними у меня абсолютно общий язык. Моя подруга говорит, ты, Наташа, как Маугли - они тебя понимают, и ты их понимаешь. Да, я понимаю, что они говорят, я вижу, что кошка заболела, хотя никто этого еще не замечает, или, что она должна умереть, хотя она нормально выглядит. Просто чувствую. Они, конечно, уникальные создания, космические совершенно! У них такие необыкновенные взаимоотношения. Я как-то наблюдала огромную кошачью семью - в какой-то момент у меня было 12 кошек. Погибает котенок - я сижу на полу рыдаю, а они что-то пытаются сделать - облизывают его, гладят. Но как только кошки понимают, что котенку уже ничем нельзя помочь, они все расходятся и ложатся, отвернувшись от него. Они не спят, я по ушам вижу - на строже, как антенны. Что это такое? То ли они помогают кошачьей душе взлететь? Я не знаю. Лежат к нему спинами и ждут.

В самый разгар общения Натальи Варлей с казанскими поклонниками таланта в комнату зашел мэр Казани Ильсур Метшин, который все-таки выкроил время для любимой актрисы в плотном праздничном графике.

- Простите, что опоздал, я тут аниматором везде работаю, - пошутил градоначальник, вручая актрисе букет цветов. - Во-первых, я хочу поприветствовать вас от имени всех горожан. Во-вторых, поблагодарить за то, что вы приняли участие в праздновании Дня города, Дня республики. Излишне, наверное, говорить, что мы все ваши поклонники, что наизусть помним каждый сюжет и каждую пантомиму из вашего замечательного фильма «Кавказская пленница».

Актриса поздравила мэра с праздником и тоже извинилась, что у нее не получилось захватить с собой солнышко из Москвы. Но пообещала, что в следующий раз привезет обязательно.

- Хотя дождик - это на счастье, - напомнила она народную примету. - Так что я всем желаю счастья! 

А в завершение встречи, Наталья Варлей все-таки спела. Хоть и без музыки и усилителей. Зато вместе со зрителями. Ну, конечно же, песенку про белых медведей из «Кавказской пленницы».