Сегодня в столице Татарстана открылось сразу два объекта культурно-образовательного значения.

 

Музейно-образовательный комплекс им. Л. Толстого, расположенный в здании бывшей дворянской усадьбы, начнет свою работу в образовательном тандеме со школой №39. По планам организаторов подобный центр поможет создать образовательное учреждение нового типа, где для каждого ученика созданы все условия для развития.

Церемония открытия началась с приветственной речи Рустама Минниханова.

«Очень приятно находиться здесь, где когда-то кипела жизнь. У нас была задача не только восстановить памятник, но и попытаться объединить музей и школу№39. Первые шаги показывают, что это правильное решение. Школьники, которые придут сюда, будут заниматься рукоделием, фольклором, станут изучать труды и историю Льва Толстого. Конфигурация проекта вписывается в нашу идеологию», - подчеркнул лидер республики. Он отметил, что это пилотный проект, но необходимо продолжать и дальше двигаться в этом направлении, воспитывая подрастающее поколение. Не обошлось и без благодарностей реставраторам, историкам, строителям. 

«Изначально идея восстановления памятника была крамольной, министр культуры с Олесей Балтусовой меня чуть с работы не сняли», - пошутил Рустам Минниханов. И тут же добавил, что сейчас все видят, что в этом центре можно транслировать то, что необходимо для подрастающего поколения.

Открытие музейно-образовательного комплекса им. Л. Толстого не осталось без внимания его потомков. Праправнук Владимир Толстой уже направил письмо, строки из которого зачитали:
«Этот центр духовного воспитания – лучший памятник для Льва Толстого. Школьники смогут наглядно познакомиться с бытом дворянской усадебной культуры, а воспитательный процесс будет на высоте».


Чуть позже Рустам Минниханов открыл ещё один музей после реконструкции – усадьбу Евгения Боратынского – поэта и друга Александра Пушкина. В уникальном памятнике архитектуры, жемчужине деревянного зодчества – дворянской усадьбе жил не сам лирик, а три поколения его потомков. Но поэт тоже бывал в Казани и в Каймарах, где у его жены, урожденной Энгельгардт, было свое имение. Поэтому закономерно, что музей открыли именно здесь, кстати, единственный в России. 

Открывали его как школьный в 1977 году, но позже он получил статус государственного из-за ценности коллекции. Здесь хранят свыше 4000 уникальных экспонатов. Это прижизненные издания и личные вещи Боратынского, предметы из дома Дельвигов, офорты В.А. Жуковского , живописные произведения Н.И. Фешина, Н.М. Сапожниковой, рукописи О.А. Ильиной-Боратынской и даже письменный стол, за которым, по семейному преданию, работал Александр Пушкин, когда был в Казани в 1833 году.

Реставрировать дом Боратынских начали четыре года назад. За это время провели большую работу. Дому более 200 лет, и первым делом рабочие укрепили его фундамент, очистили стены, чтобы оценить состояние постройки. К счастью, 80% конструкции здания удалось сохранить. В музее поменяли лишь немногое. К тому же реставраторы использовали лучшие материалы, подбирали аналоги древесины.

«В 20 веке дом приспосабливался под учебные кабинеты, были классы, маленькие комнатки. Сейчас мы видим усадьбу в целом, как она была построена в эпоху Классицизма с лаконичной анфиладой, которая идет вдоль фасада, с великолепным белым бальным залом, как и положено, в любом особняке, дворянском доме», - продемонстрировала гостям обновленный музей его старший научный сотрудник Елена Скворцова.

Реставраторам пришлось особо потрудиться над лепниной с гербами в зале, которую в свое время расширил сын поэта – Николай Боратынский. Были восстановлены старинные печи, даже облицовка на них - родная 19 века. Чудеса мастерства проявили и литейщики, которые воссоздали чугунное обрамление камина по старинным фотографиям.

«Неожиданно была вскрыта ванна. Никто не ожидал, что мы найдем ванну Боратынских. Просто в маленькой комнатке вскрыли полы, увидели трубы – первый казанский водопровод. Реставраторы и архитекторы думали, как эту ванну преподать, она необычная, она в полу. Аналог такой ванны я видела только в Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге. Было много интересных находок», - призналась музейная сотрудница.

Дом Боратынских восстанавливается поэтапно. Если воссоздавать его полностью в былом величии и красе, у него должен быть также пристрой и гостевой флигель. Сейчас он с одним крылом, а любая дворянская усадьба должна быть с двумя «крыльями». Так что реставраторам предстоит ещё много работы.