В этом году казанской подземке исполнилось 10 лет. Портал sntat.ru собрал самые интересные факты из жизни метро.

 

Казанский метрополитен открылся 27 августа 2005 года. Метро стало главным подарком казанцам на 1000-летие города. На тот момент это было самое короткое метров в мире - всего пять станций. В 2008 году сдали станцию «Проспект Победы», в 2010-м «Козью слободу», а в 2013-м подземка дошла до Авиастроительного района. В 2016 году планируется открыть станцию «Дубравная».

Сколько поездов в казанском метро?

В казанской подземке 14 составов. Это поезда двух типов - производства Санкт-Петербурга (серого цвета, машинисты называют их «чешками» потому что комплектующие производства Чехии) и Москвы (серо-голубого цвета, называются «Русичи»). «Чешки» состоят из четырех вагонов (длина состава 80 метров), «Русичи» из трех (длина состава 93 метра). На линии работают в утреннее и вечернее время десять составов, днем шесть.

Поездом управляет автопилот?

Казанское метро самое современное в России, здесь все автоматическое. Машинист даже не нажимает ручку тормоза, подъезжая к станции, - это делает компьютер. Главная задача машиниста - вовремя открывать и закрывать двери и включать информаторы. Вмешивается в процесс движения он только в экстренных случаях, например, увидев человека на путях. Даже если в пути машинист потеряет сознание, поезд в середине тоннеля не остановится - доедет на автопилоте до ближайшей станции. Всего на линии работают 46 машинистов.

Как поезда попадают под землю?

По адресу Оренбургский тракт, 17 находится Казанский техникум наземного и подземного транспорта, в этом же здании «дом» для поездов. Это ангары, где они ремонтируются и ждут своего выхода на линию. Как поезда «выезжают» на работу, можно увидеть, проезжая по проспекту Универсиады от Аметьевской магистрали в сторону Танкового кольца. Преодолев несколько сотен метров по улице, они въезжают в тоннель, ведущий на станцию метро «Аметьево». То есть для поездов именно «Аметьево» - начальная и конечная станция.

Есть ли в метро крысы?

Говорят, что Московский метрополитен населен полчищами крыс. Причем крысами-мутантами размером с собаку. Обходчики казанского метро уверяют, что у нас крыс нет.

C какой скоростью едет поезд?

Максимальная скорость поезда в казанском метро - 80 км в час. На станцию он входит со скоростью 50 км в час. А средняя скорость с учетом остановок - 45 километров в час.

Где находятся контактные рельсы?

Из фильма-катастрофы «Метро» люди узнали много интересного про подземку. Например, то что есть контактные рельсы, до которых нельзя дотрагиваться. Контактные рельсы находятся рядом с ходовыми рельсами и питают поезда током, они установлены по всей длине тоннеля, в целях безопасности на станциях они закрыты защитным коробом желтого цвета.

Что делать если вы упали с платформы и оказались на путях?

На станциях казанского метро установлены видеокамеры, поэтому человека на путях сразу же увидят и сообщат машинисту прибывающего поезда о нештатной ситуации. В это время нужно бежать по ходу движения поезда до черно-белой разметки - места остановки первого вагона. Даже если машинисту не успеют сообщить, поезд все равно остановится на станции. Если ЧП произошло непосредственно перед прибытием поезда, остается только надеяться, что повезет: тормозной путь состава - 12 - 15 метров.

Сколько длится рабочий день машиниста?

Смена машиниста длится 6 - 8 часов днем и 4 часа ночью. При этом каждые полтора часа машинисту полагается 15-минутный перерыв и один раз за смену 30-минутный. Меняются они на станции «Аметьево». С вечерней смены в депо машинист возвращается в 0.40, в пять утра ему снова пора на линию, поэтому водители поездов метро ночуют в депо на Оренбургском тракте, там есть специальная комната отдыха.

Кого берут в машинисты?

Требования к машинистам такие же строгие, как и к летчикам. На курс набирается 30 человек, из них выпускной экзамен сдают только пять-семь. Машинист должен быть здоров физически и психически. Если в чрезвычайной ситуации водителю автобуса или трамвая могут прийти на помощь окружающие, то машинист работает в замкнутом пространстве да еще в одиночку. Ему приходится самостоятельно решать возникшие проблемы.

Что происходит в метро ночью, когда поезда не ходят?

В это время на работу выходят обходчики. Контактные рельсы на это время отключаются, а свет в тоннелях включается. С двух сторон - от Авиастроительной и проспекта Победы - они пешком идут к станции «Площадь Тукая», проверяя состояние путей, тоннеля и коммуникаций. Путь от конечной до площади Тукая занимает 4 часа. Еженедельно пути обходит главный инженер.

Что будет, если в городе отключат свет?

Метро - электротранспорт, но вот отключения света в Казани на его работе никак не сказываются. Метро питается от трех источников электроснабжения. Вывести все три из строя может только атомная бомба, уверяет администрация «Метроэлектротранса». Кстати, если такую ситуацию предположить, то тем, кто будет находится в этот момент в подземке, повезет больше, чем тем, кто останется наверху: на станциях «Горки», «Проспект Победы» и строящейся «Дубравной» можно будет жить, даже если всё вокруг вымрет. Главное - запастись едой и водой.

Почему в метро капает вода?

Метро - это подземное сооружение. Летом там прохладно, зимой тепло, поэтому вода в виде конденсата на стенах - это нормально. Сам тоннель сконструирован так, что между станциями он слегка заглублен. Это сделано, чтобы вода собиралась в одном месте. Там же находятся насосные станции, которые ее откачивают.

Знаете ли вы, что...

...тоннель от станции «Козья слобода» до станции «Кремлевская» пролегает под Казанкой. Расстояние от самой нижней точки тоннеля до поверхности воды составляет 30 метров - это высота десятиэтажного дома.

Мнение

Евгений Малинников, машинист метро с 2010 года:

- Работа ответственная, романтики в ней мало, но зато она учит оптимистичнее смотреть на жизнь. Едешь - темнота, и вдруг станция освещенная - надежда появляется. Так же и в жизни - бывает плохо, но знаешь, что есть свет в конце тоннеля.