В автограде прошел второй профориентационный форум для детей и молодежи «PROFдвижение-2015».

 

Второй год подряд около 200 ребят из Татарстана и других регионов России собирается на базе лагеря «Звездный». Форум профессиональной ориентации зажигает среди них свои звезды. Ксения Куприянова только что поступила в елабужский филиал КФУ на физмат.

- Мне друзья рассказали, что КАМАЗ проводит такой форум. Я вроде хоть и девочка, но мне очень нравятся машины, с детства ими увлекаюсь. Поэтому и решила поехать. Узнать что-то новое и интересное для себя. И я очень рада. Мы собирали маленькие модели автомобилей. Теперь я могу завести КАМАЗ. Знаю, где какая деталь у него находится. Например, коробка передач может быть в разной части, в зависимости от того, какая модель грузовика, - поделилась радостью от своих достижений девушка.

Булат Фахразиев учится на автомеханика в Набережночелнинском политехническом колледже. Ему тоже было интересно попасть на форум, потому что всё, что здесь происходит напрямую связано и с его будущей профессией.

- Меня очень впечатлила работа в команде. Все объединились, как одна большая дружная семья. Я приехал, никого не знал, друзей у меня здесь не было, а сейчас полно. Что нового я узнал о КАМАЗе? То, что они разрабатывают беспилотные грузовики, я этого даже представить себе не мог. Думал, такое только в кино бывает. А еш\ще теперь могу разобрать и заново собрать КАМАЗ. Нам показали, как устроен двигатель, рассказали, что у них будут 6-цилиндровые двигатели, обычно ведь они 8-цилиндровые. А еще то, что КАМАЗы будут на газе. Я доволен, еще не знаю, куда пойду работать, но в принципе челнинский завод меня уже заинтересовал, я бы там поработал, - признался Булат.

Форум - совместный проект бизнеса и государства. Это инициатива ПАО КАМАЗ, а в министерстве труда, занятости и социальной защиты республики ее поддержали. География - 18 российских городов. Но основная масса - 140 человек - татарстанцы, все-таки организаторы заинтересованы в том, чтобы сохранить таланты у себя дома.

- Потребность в специалистах, которая есть у промышленных предприятий таких, как КАМАЗ, сегодня не реализуется за счет рынка труда. Это такая своего рода возрастная яма. Поколениям, которые уже отработали и вышли на пенсию, физически некому передать свой опыт. А молодые из-за такого разрыва не получает достаточно знаний и компетенций. Поэтому наш форум ориентирован на то, чтобы дети получали знания, навыки и были мотивированы к профессии. Больше узнали бы о востребованных профессиях и о том, кем нужно стать, чтобы быть востребованным после учебы, - поясняет директор форума и начальник отдела рекрутинга ПАО КАМАЗ Юлия Окунева.

Форум шел неделю с 17 по 24 августа. Если в том году организаторы сделали упор на инженерно-конструкторские профессии, то этом - больше внимания рабочим. В холле стенды с фотографиями, где ребята снялись в костюмах рабочих людей и создали демотиваторы: почему рабочий - это круто. За эти дни школьники и студенты получили навыки в области окраски, сборки, расчетно-экономической себестоимости и управления автомобилем. Прямо в лагерь привезли три КАМАЗа, мобильный учебный класс предприятия и тренажеры, где участникам предлагали почувствовать себя пилотами легендарной команды «КАМАЗ-мастер» и пройти трассу.

- Я внимательно слежу за происходящим на форуме. И вижу, что у ребят неподдельный интерес в глазах. Каждый день с ними встречается кто-то из наших руководителей, и они говорят тоже самое. Вот была встреча с директором завода двигателей. Он сказал: «Все, ребята, после ваших вопросов, давайте заявления, я всех вас забираю на завод, вы всё знаете о КАМАЗе». В том году у нас больше крен был в сторону развлечения, а теперь огромное внимание уделяется обучению. Здесь у нас корпоративный университет, наши тренеры, молодежный актив завода, филиал КАИ. Поэтому я думаю, мероприятие очень плодотворное и эффективное, - убежден заместитель генерального директора по персоналу ПАО «КАМАЗ» Александр Ушенин.

В отрядах по 16-17 человек, у каждого своя роль. Все команды смешанные, их формировали по принципу, чтобы дети друг друга не знали и могли развивать навыки лидерства и взаимодействия. Были группы из Томска и Воронежа по 15 человек, все попали в разные отряды. Ребятам пришлось побыть сервисниками, сборщиками, конструкторами и другими рабочими. Все вместе они воссоздали полный жизненный цикл производства КАМАЗов. На основе новых знаний они даже разработали и создали собственные автомобили - маленькие модели размером с ладошку. Конечным заданием стало воплотить плод своей фантазии в жизнь - собрать машину в реальную величину, да еще так, чтобы ею можно было управлять и участвовать в гонках.

- Самое главное - привлечь молодых ребят, будущих специалистов рабочих-инженерных профессий к нам на завод. Потому что сегодня не только мы, не только КАМАЗ испытывает большие проблемы с техническими мозгами и с умелыми руками. Этим форумом мы пытаемся их привлечь. Эффект пока невозможно оценить. Это как родил ребенка и не знаешь, что с ним произойдет, можно только вкладывать в него. Так и здесь, мы не знаем, что будет в конечном результате. Но думаю, года через три уже получим какой-то эффект. Рассчитываем, что часть ребят придет к нам. Мы с ними переписываемся, общаемся с руководством их вузов и колледжей, без их поддержки тоже не обходится, - поясняют в руководстве предприятия.

Как знать, возможно, именно такие форумы станут одной из кузниц кадров для автогиганта. Судя по эмоциональному накалу и восторгу участников, работать в такой среде им по душе.

Материал подготовлен при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.