На неделе в Казани собрались «монстры» российского рынка автодилеров, чтобы найти ответ на извечный вопрос, как жить дальше? Судя по прогнозам картина в автобизнесе вырисовывается не радужная.

 

Продажи автомобилей падают, убытки терпят не только автосалоны, но и заводы. За прошедший год ситуация значительно усугубилась и лучшее решение, чтобы не достичь дна в отрасли, - объединить усилия всех дилеров. Руководство ассоциации «Российские автомобильные дилеры» начало проводить встречи с представителями дилерских центров в регионах, одним из которых стала Казань.

- Мы приехали и обалдели, такого трафика мы не видели даже в Москве, - отметили гости.

Впрочем, несмотря на количество транспорта на дорогах, говорить о хороших временах в отрасли не приходится. Дров в костер добавляют и сами автомобилисты, которые считают, что раз работает салон, значит - проблем нет.

- Одному из дилеров пришлось не так давно судиться с пенсионером, которому, как оказалось, продали машину с дефектами покраски. Компания предлагала устранить все за свой счет, но мужчина отказался и хотел взыскать с нас больше 10 млн рублей. Объяснил он это просто: вы вон, какие салоны отстроили, деньги у вас есть, а мне небольшой отсуженной части хватило бы на старость, - приводит пример президент РОАД Владимир Моженков.

Пенсионер не получил ни копейки, а ситуация мало изменилась, так как многие убеждены, что салоны есть - рынок в порядке.

Падение в отрасли началось в марте 2013 года, последний же год оно происходит особенно стремительно. По прогнозам представительства РОАД, в августе рынок продаж автомобилей упадет на 23-25%. Соотнося цифры с показателями прошлого и 2013 годов, получается, что продажи авто на данный момент уже снизились в два раза.

На самом деле ситуация может быть еще хуже - распространена практика приписывания проданных автомобилей. Попросту салоны, да и предприятия «добавляют» несколько десятков тысяч транспортных средств в свои отчеты.

Снижение числа продаж сказалось и на сотрудниках дилерских центров. Первая волна, когда сокращали работников отделов продаж, уже перешла во вторую, когда без работы остаются сотрудники сервисов. Падение отрасли сказывается и на автомобильных заводах, многие из которых простаивают или закрываются.

Всех спешит успокоить российский минпромторг, который сообщил, что в четвертом квартале экономика стабилизируется и даже немного пойдет в рост.

- Мы готовы подарить дилерский центр, если это сбудется, - пообещали участники круглого стола, которые сомневаются в прогнозах ведомства. Пока в реальности ситуация складывается таким образом, что на рынке преобладает отрицательная динамика.

Чтобы начать выбираться из ямы автодилеры предлагают оживить программу утилизации автопарка, это помогло бы снизить жесткое снижение, которое было особенно заметно в январе и феврале. Не лишней будет и поддержка лизинга для физических лиц. Программа уже показала свои хорошие результаты: ожидалось, что будет продано 11 тысяч за год, но цифра уже перевалила за 14 тысяч. В Европе и США автокредиты практически не распространены в отличие от как раз-таки лизинга. Поступило предложение возвращать НДС физическим лицам, которые воспользовались лизингом при покупке автомобиля. Пока эти предложения остаются без ответа. В бюджете на 2016 год господдержка автомобильной отрасли вообще отсутствует. В результате, считают эксперты, есть риск, что средняя стоимость транспортного средства перевалит за миллион рублей. Участники встречи также согласились с предложением, что необходимо снизить налоговое бремя на участников рынка.

Еще одна идея - создать электронный ПТС и справочник, где можно было бы находить информацию об автомобиле, чтобы его историю видели. Это позволит увеличить спрос на поддержанные авто и встряхнуть рынок «вторички».

Не стоит упускать из внимания создание коммерческой площадки в соцсетях по обмену опытом, а также контрактование. Это позволило бы как предприятиям, так и центрам продажи более точно планировать свои возможности на будущее, можно было бы видеть долгосрочную перспективу, пока же работа во многом идет вслепую, - добавляет президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры».

Несмотря на неблагоприятную обстановку и пессимистичные прогнозы, у отрасли есть хороший потенциал, считают автодилеры. России до последнего времени была лучшая корпоративная дилерская сеть в мире. В ее развитие было вложено 15 миллиардов долларов.

В Поволжском федеральном округе, в том числе в Татарстане, ситуация одна из наиболее благоприятных для развития. Округ занимает второе место в стране по числу дилерских предприятий. Но с учетом нынешних условий выжить смогут далеко не все. Интересно, что Китай, да и некоторые другие страны смогли выстроить производство автомобилей таким образом, что оно вытянуло и подняло экономику на новый уровень. Правда, пока в России таким опытом не спешат воспользоваться, хотя, по мнению участников круглого стола, к этому есть все предпосылки.

В целом мировой рынок автомобилей сейчас растет везде, кроме Бразилии и России. Представители дилерских центров города согласились со всеми высказанными предложениями, только свою точку зрения решили оставить при себе. Все озвученные предложения они приняли к размышлению.