Структура получила полномочия отслеживать не только списки зарегистрированных пользователей, но и сообщения, которыми они обмениваются между собой.

 

1 августа в законную силу вступили поправки сразу к нескольким законам, регулирующим информационные технологии и защиту информации. Теперь компании, которые зарегистрированы как непосредственные распространители информации, то есть почтовые серверы, соцсети, смогут попадать под контроль со стороны Роскомнадзора. О проверке компании должны будут предупреждать за сутки, правда, в некоторых случаях ведомство сможет выходить в рейд и без предупреждения. Значимых оснований для проведения проверки два:

- обращение в ведомство органов, которые занимаются оперативно-розыскными работами либо обеспечивают безопасность страны;

- нарушение уже было выявлено ранее, а срок на его устранение истек.  

Важно, что согласно поправкам, всю информацию компания должна хранить шесть месяцев на территории страны, сюда относятся сведения о фактах приема и передачи любых данных между пользователями. К ней причисляют как голосовые сообщения, так и письменные, а также картинки, любые отправляемые звуки и другое наполнение сообщений, которыми обмениваются между собой пользователи соцсетей, почтовых структур. В случае нарушения предусмотрен немалый штраф, для юридических лиц его размер достигает 500 тысяч рублей.

Пока принятые поправки не вызывают единого прочтения со стороны экспертов и оставляют больше вопросов.

- Важно понять, чем вызвана эта законодательная мера. Если антитеррористической борьбой, то она имеет место быть. Но в основе поправок может быть все, что угодно, нужно тщательно смотреть, что именно привело к их принятию, - подчеркивает зампредседателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев.

С его слов, в законе могут скрываться различные оговорки, под проверками тех или иных компаний может быть скрыт отъем бизнеса. В любом случае нужно тщательно смотреть, что легло в основу принятых поправок.

Неоднозначной точки зрения придерживается и член совета гильдии маркетологов Андрей Гавриков.

- Если эти поправки направлены на безопасность граждан, то видоизмененный законопроект однозначно будет полезен. В противном случае его необходимость ставится под вопрос, - считает он.

В любом случае эксперты акцентируют внимание на необходимости обеспечить безопасность населения.