Приемная кампания-2015 в вузах завершается. Если нынешние выпускники уже определились с местом учебы, то будущим абитуриентам самое время подумать о том, как попасть в «целевой набор».

 

Целевой набор - это запрос на определенное количество специалистов, которых должен подготовить вуз. Что это дает абитуриенту? Гарантированное место работы после получения диплома, возможность проходить практику на предприятии, многие организации своим потенциальным работникам еще и выплачивают денежное пособие. Все эти бонусы накладывают на студента только одно обязательство - отработать три года на предприятии, которое оплатило его обучение.

Как попасть в целевой набор? Можно обратиться на интересующее предприятие либо в администрацию района или же города, чтобы узнать, в каких вузах, сколько и на какие специальности выделены целевые места. Озадачиться этим лучше заранее, так как потребуется собрать необходимые документы, чтобы получить направление. Начало учебного года - подходящее время. Но, несмотря на то, что условия поступления несколько привилегированные, государство выделяет места в вузах, а районы формируют заявки, конкурса на специальности это все равно не исключает. Например, в этом году в КФУ на специальность «начальное образование и английский язык» выделили четыре целевых места, на которые подали аж 55 заявлений! Выход один: на эти места возьмут абитуриентов с наиболее высокими баллами, а вот остальным придется участвовать в конкурсе на общих основаниях.

По закону от общего числа абитуриентов количество целевиков не может превышать 15%, но для некоторых направлений есть и исключения. Например, целевой набор на педагогические специальности КФУ может достигать 20%, а и для отдельных вузов, например КГМУ, целевой набор составляет порядка 60%, и основная причина этому - дефицит кадров на местах. По каждому направлению прописана квота, которая нередко достигает 80 человек. В любом вузе количество так называемых квот определяется Министерством образования и науки РФ, а также профильными министерствами в зависимости от потребности в тех или иных специалистах. На специальность «лечебное дело» на 1 курс в этом году 60 мест ушли для целевиков из Татарстана, по два - для представителей Калмыкии и Ингушетии, семь человек - от Марий Эл. Участвовали в этом году в целевом приеме и Чечня, Чувашия, Пензенская и Ульяновская области. Свои заявки направляет и федеральное медико-биологическое агентство.

В КНИТУ-КАИ порог для целевиков установлен на уровне 15%, правда, и здесь на некоторых специальностях эта цифра немного больше. К примеру, на конструкторско-техническое обеспечение машинных производств из 75 мест 67 отданы только под абитуриентов с направлением от предприятий. Немало целевиков зачисляются на радиотехнику, в институт компьютерных технологий и защиты информации. Подобные направления особенно сильно востребованы среди как раз-таки целевого обучения. Всего в рамках подобной программы в этом году зачислят почти 200 человек. Кстати, свои заявки могут формировать не только организации, но и профильные ведомства. В случае с КНИТУ-КАИ это Министерство промышленности и торговли, министерство связи.

- Целевой набор в основном сосредоточен на инженерном и агрономическом направлениях, среди поступающих есть конкурс. Направления же абитуриенты получают от администраций районов, которые формируют потребность в специалистах, - рассказали в приемной комиссии Казанского государственного аграрного университета.

Кстати, что касается возвращения обучившихся на места, где им выдали направление, то в вузе говорят, что с этим у них проблем нет.

- Возвращение специалиста на место, где он получил направление, и отработка там нескольких лет - одно из условий целевого набора. Наш вуз не сталкивается с тем, чтобы выпускники увиливали от этой обязанности. В течение обучения идет постоянный контакт с направившими районами, так что ребята знают, куда возвращаются после получения диплома, - пояснили в приемной комиссии КГАУ.

В какой-то степени целевой набор можно назвать воссозданной формой распределения, которое практиковали в советское время. Но существенные различия все же есть:

- Распределение, которое раньше активно практиковалось, было большим стрессом для вчерашнего студента. Это и незнакомая обстановка, и отсутствие добровольного начала - выпускник не выбирал, где ему придется отрабатывать, - заметили в пресс-службе ПАО «КВЗ».

При целевом наборе студенты уже с первого курса знают, куда именно они пойдут, узнают коллектив, предприятие уже во время учебы становится «родным». Еще одно существенное отличие в том, что раньше распределение было вписано в часть плановой экономики, которую спускали сверху, соответственно обучение специалистов оплачивалось государством. Сейчас же потребности целевого обучения определяются рынком, а значит, платят за обучение будущих кадров работодатели.

- Поэтому и они в свою очередь внимательно относятся к абитуриенту, на которого предполагается выделить затраты, предназначенные на целевой набор, - объясняет проректор по корпоративному управлению ИЭУиП, доктор экономических наук, профессор Тимур Крамин.

Есть у программы целевого обучения и недоработки: например, не все выпускники довольны своим первоначальным выбором, и поэтому они меняют факультет или вуз.

- Было бы предпочтительней, чтобы индивидуальная целевая подготовка начиналась после четвертого курса. В этом возрасте студенты уже лучше представляют свои возможности и область знаний, которая их интересует больше всего, - поясняют в пресс-службе вертолетного завода.

- Целевой набор все же правильная мера, которая позволяет соблюсти баланс между органами образования и работодателем, в результате мы получаем сбалансированный рынок труда, - подчеркивает Тимур Крамин.