Секрет успеха у каждого предпринимателя свой. Генеральный директор компании «Аудэкс» Айрат Гимадутдинов рассказал sntat.ru, почему фирма успешно развивается больше 20 лет и как сделать компанию вторым домом для сотрудников.

 

- Расскажите, пожалуйста, как создавалась компания? Было это на заре «девяностых». Время не самое простое.

- После распределения из института я работал в государственном финансовом органе и видел, какие процессы происходят на рынке, в частности в области аудита. Когда условия работы были хорошие, на это особенно не обращал внимания, но потом в начале 90-ых годов, когда началась сильная инфляция, зарплаты стали не совсем соответствовать. Проанализировав ситуацию на рынке, мы с товарищем, который работал в схожей структуре, решили создать собственную аудиторскую фирму. Рынок был несформированный, законодательства на тот момент еще не было.

- Получается, каждый в то время был предоставлен сам себе?

- В то время государство на уровне федерального законодательства не регулировало рынок, лицензий не было. Только накануне создания компании в декабре 1993 года Указом Президента РФ были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ». Этим документом, в частности, предусматривалось введение аттестатов аудиторов и лицензий для аудиторских фирм. Я был участником первой группы обучения на аттестат аудитора, которое проводилось в 1994 году в Татарстане по новому законодательству.

- Значит, вы попали в первую волну, сложно было начинать?

- Приходилось непросто, ведь не было стандартов работы, описанных процедур. Законодательство только предусматривало, что аудиторская организация сама определяет методологию аудита, главное, чтобы в результате аудиторской проверки было высказано обоснованное мнение о достоверности отчетности. Мы начали с аудита, параллельно стали заниматься консультированием, поскольку обладали специфическими знаниями в области налогообложения. Постепенно я стал подтягивать знакомых, с кем учился, кто был на хорошем счету. Примерно через полгода стали проводить обучающие семинары для бухгалтеров. В 90-ые годы законодательство по налогообложению постоянно менялось, а его непросто отследить самостоятельно. Благодаря обучающим курсам мы стали более известными. Но одной известности недостаточно, если нет качества работы. Важно, что когда мы учреждали компанию, то определили базовые ценности. Получение прибыли - основная цель бизнеса, это написано в уставе. Но этот показатель для нас всегда следует за качеством. Стремление оказать услуги высокого качества, истинный профессионализм - главное, что способствовало развитию компании, и эту ценность мы тщательно оберегаем.

- Как можно донести до сотрудников, что на первом месте качество, а только потом материальные ценности?

- Действительно, это должен знать каждый сотрудник. Это помогает не только развитию компании, но и каждому сотруднику. Я беседую с потенциальным работником при приеме, рассказываю историю компании, наши ценности, то, что лежит в основе успеха. Если руководитель демонстрирует приверженность этим принципам, то и сотрудники им следуют. Кстати, в начале 2000-ых годов мы провели в компании масштабную сессию по выработке миссии, принципов работы компании с вовлечением всего персонала. Сотрудники еще раз подтвердили, что разделяют те ценности, которые были заложены на заре основания компании. В миссии компании записано, что интересы клиента превыше всего, но при этом главной ценностью компании является ее коллектив.

- А сколько человек сейчас работает в компании?

- Мы начинали вдвоем с другом и пригласили тогда еще бухгалтера. Сейчас в штате 140 человек, причем около 20 человек в декрете. Возвращаясь к мотивации, важно заметить, что она растет, когда человек понимает, что делает что-то важное, значительное, приносит пользу. Когда он видит, что компания создает условия для развития сотрудников, добросовестно подходит к обслуживанию клиентов, соблюдает законодательство, выплачивает «белую» зарплату и, кроме этого, делает вклад в поддержку общества через благотворительность - это выступает важным стимулом для сотрудника. Наши сотрудники могут выступать на семинарах, писать публикации, участвовать в вебинарах, мы все это поощряем. Мы руководствуемся тем, что жизнь одна, хочется прожить ее максимально полноценно и стараемся помочь в этом сотрудникам. Многие говорят, что с радостью идут на работу и с чувством удовлетворения возвращаются домой. Мы проводим ежегодные исследования на предмет удовлетворенности персонала, и их результаты нас радуют. Хотя, конечно, есть и зоны роста, но главное, что мы их знаем и работаем над ними. На мой взгляд, то, как руководство относится к сотрудникам, влияет на то, как сотрудники относятся к клиентам.

- С какими сложностями приходится сталкиваться в работе?

- Сотрудник к нам приходит, со временем вырастает профессионально, его уровень растет и, случается, что ему предлагают перейти в крупную компанию другой сферы. С одной стороны, это проблема, так как с материальной точки зрения, часто крупные организации могут больше предложить, чем мы. В тоже время ротация нужна, те, кто проработали 7-10 лет, должны переходить на новый уровень, а мы не можем всех повысить до руководителя, поэтому не возражаем, когда сотрудники говорят о переходе на новую работу более высокого ранга. Часто наши взаимоотношения продолжаются и после этого, ведь они переходят в ту же финансовую сферу, многие наши бывшие сотрудники - наши клиенты.

- Какие новые направления появились в компании?

- Мы открыли направление оценки. Сейчас входим в тройку крупнейших компаний в республике по оценке. Спустя время, было решено издавать специализированный журнал. Мы уже выпускали бюллетени для клиентов по изменению налогового законодательства, а в 1999 году зарегистрировали дочернюю компанию, расширились и стали издавать журнал для бухгалтеров, который занял достойное место на рынке. Затем стали развивать автоматизацию учета, юридическое сопровождение предприятий, ведение бухгалтерского учета.

- Меняются ли потребности клиентов со временем?

- Ежемесячно мы проводим мониторинг качества, опрашиваем несколько клиентов по разным направлениям об их удовлетворенности уровнем нашей работы. Смотрим, есть ли новые потребности, стараемся держать руку на пульсе. С прошлого года мы внедрили программу «Больше ценности». Ее суть в том, чтобы предоставить клиенту максимум выгод от сотрудничества. Например, если клиент заключает с нами договор на услуги, он дополнительно получает ежемесячное информирование об изменениях в законодательстве с комментариями экспертов и получает ежемесячное информирование и доступ к бесплатным вебинарам по актуальным вопросам.

- Ограничиваются ли сложности в работе только переманиванием сотрудников?

- Как и на многих рынках, у нас существует проблема демпинга. Небольшие аудиторские фирмы стараются любым способом получить клиента нередко в ущерб качеству работы. Мы, например, соблюдаем все процедуры, а для этого нужен соответствующий бюджет времени, поэтому у нас одна цена. Небольшие фирмы экономят на некоторых процедурах, за счет этого стоимость ниже. Некоторые клиенты на это клюют, правда, чаще всего один раз. Последствия тех действий, когда аудитор не выявил риски для предприятия, могут проявиться не сразу, а через два-три года. Демпинг на рынке влияет на репутацию аудита в целом.

- Сказываются ли каким-то образом новые реалии в экономике на вашей сфере деятельности?

- Существует неопределенность, ведь компании начинают экономить, в том числе на консультационных услугах. Таким образом, возможно, и решается краткосрочная задача, но долгосрочная перспектива непонятна. Кризисы проходят, а недостаток внимания к рискам в прошлом может проявиться через несколько лет. Но в целом сейчас легче, чем было в 2009 году.

- Как вы расширили клиентскую базу вплоть до Дальнего Востока?

- У нас есть клиенты, которые имеют дочерние компании по всей России, проверяем, в том числе и эти организации, и их филиалы. Есть другие предприятия, которые находятся в Казани, но имеют партнеров в других регионах. Есть те, кто сам на нас выходит из других регионов.

- В чем специфика работы компании и ее риски?

- Все зависит от направления. Например, аудит - здесь большое значение уделяется выявлению рисков в отношении недостоверной отчетности. Наша ответственность заключается в обоснованности нашего мнения о достоверности отчетности, пользователем которой является неограниченный круг лиц. Нужно работать и над методологией, внутренними стандартами и внутренним контролем качества. Уделяем внимание и налоговым рискам предприятия, чтобы не были применены штрафы, выясняем, нет ли переплат. В свою очередь в налоговой консультации важна обоснованность и оперативность ответа. Чтобы клиент мог уверенно опереться на наше мнение.

- Как в случае таких возможных рисков на работе идет отбор сотрудников?

- Все начинается на стадии приема на работу - претендент проходит многоуровневый процесс собеседований и тестирования. Мы проверяем его на соответствие нашим требованиям. Те, кому удается пройти этот процесс, принимаются на работу на испытательный срок. Затем включается система адаптации сотрудника в компании. Где-то полгода с ними занимаются кураторы в офисе, они изучают нормативно-правовую базу, потом решают кейсы - это своеобразная виртуальная проверка. Мы смотрим, как они их решают, после этого сотрудники проходят очередное тестирование. Кто прошел этот этап, включается в группу как ассистент, и прикрепляется к наставнику. Кроме того, куратор в офисе, менеджер по персоналу следят за его развитием. Только через два-три года, и только если результаты работы хорошие, он сможет самостоятельно пойти к клиенту. Эта система оттачивалась годами.

- В какое время работать легче: когда вы только начинали или сейчас?

- Когда рынок только зарождается, шансов и возможностей больше. Сейчас сложнее. Например, на методологию, обучение, программное сопровождение у нас уходит несколько миллионов рублей в год. Чаще всего у тех, кто приходит на рынок, нет средств на это. В свое время не было строгого регулирования, и начать бизнес в аудите было проще. Сейчас мы регулярно проходим плановые проверки и со стороны СРО, и со стороны Росфиннадзора, но нельзя сказать, что они нам мешают, скорее, приносят пользу, помогают взглянуть на себя со стороны.

- Спасибо!


Наша справка

Компания «Аудэкс» основана в 1994 году, на сегодняшний день - это одна из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России, которая оказывает полный комплекс услуг в области аудита, консалтинга, бухгалтерского учета, оценки и информационных технологий.

Компания стабильно входит в ТОП-50 российских аудиторско-консалтинговых компаний и является крупнейшей в Татарстане по оказанию аудиторских услуг.

По количеству крупных клиентов и суммарной рыночной стоимости обслуживаемого российского бизнеса «Аудэкс» занимает 22 место среди российских аудиторских компаний.