Жильцам часто приходится слышать подобное, когда они жалуются на свою УК. Портал sntat.ru разбирался, как это сделать и что из этого вышло у тех, кто уже попробовал.

 

За консультацией мы обратились в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ республики. Здесь привели подробный алгоритм действий:

1. Подготовиться к смене УК. Специалисты напомнили, что разорвать отношения со своей управляющей компанией (далее УК) можно не раньше чем через год после заключения договора между организацией и собственниками жилья. Обычно такие договоры заключаются от 1 года до 5 лет.

- Если у вас на руках нет этого документа, значит, на общем собрании нужно его запросить у управляющей компании, - поясняет заведующая сектором взаимодействия со СМИ министерства Гульназ Минниханова.

2. Указать претензии. Основанием для отказа дальнейшей работы с УК должен быть один из пунктов в договоре. В документе их несколько. Это может быть ненадлежащее содержание общедомового имущества. Например, в подъезде или во дворе не убираются. Или нарушается качество предоставления коммунальных услуг: вода в кране еле теплая, отопление с перебоями и т. д. Таким пунктом может быть и несвоевременное исполнение заявок от населения, допустим, по ремонту.

- Или если управляющая компания скрывает данные о своей деятельности. У нас есть рейтинг по жилищному фонду. Вы можете там посмотреть данные о раскрытии информации по своей УК. Если представленные ею сведения не соответствуют требованию, то это тоже может быть одним из оснований для прекращения работы с ней, - добавляют в Минстрое.

3. Найти замену своей УК. Инициатором смены управляющей компании может стать любой собственник. Но прежде чем поменять организацию, он должен найти ей замену. Надо проанализировать рынок управляющих компаний, навести справки, проверить на надежность.

- Узнать, сколько домов находится в управлении компании, которую вы выбрали. Есть ли у нее аварийно-диспетчерская служба. Насколько оперативно она рассматривает заявки граждан. Возможно, даже пообщаться с собственниками, проживающими в домах, которые она обслуживает. Нужно встретиться с руководством организации, поговорить о правовом сопровождении всех шагов, - перечисляет Гульназ Минниханова.

4. Провести общее собрание жильцов. Информацию о запланированном собрании нужно донести до каждого собственника. Саму встречу можно провести в очной, зачной и очно-зачной форме. То есть прийти на собрание лично и проголосовать или заочно, отправив ответ по почте, через телеграф, по электронной почте, или же жильцы могут совместить и первый и второй варианты. Специалисты предупреждают, что уведомление о собрании нужно вручить каждому владельцу квартиры, а также собственникам жилых и нежилых помещений под роспись:

- Очень часто собственником бывает еще и муниципалитет. Его тоже обязательно надо уведомить. Информируя собственников о собрании, нужно четко обозначить дату проведения, время, перечень вопросов для обсуждения, состав счетной комиссии. Не забыть расклеить объявления не позднее чем за 10 дней до даты проведения собрания. Обозначить, кто будет вести протокол.

Кроме того, перед обсуждением вопросов нужно простым голосованием утвердить секретаря и председателя собрания. Протокол заполняется в свободной письменной форме. Но в нем обязательно должны быть дата, место проведения, повестка дня и кворум. В конце документ подписывают председатель, секретарь и член счетной комиссии.

5. Известить всех собственников и УК о принятом решении. После собрания в течение 10 дней нужно донести общее решение до сведения всех собственников помещений, в том числе и тех, кто не принял в нем участие. Копии должны быть отправлены в новую управляющую компанию и в предыдущую. Собрание будет признано состоявшимся, если на него пришли и проголосовали собственники, обладающие более чем 50% голосов.

- Важно помнить, что голос зависит от размера жилой площади, находящейся в собственности гражданина. Затем, если инициатива наберет больше 50%, то ее противники или те, кто воздержался, должны подчиниться большинству. И управляющая компания обязана в 30-дневный срок сдать дела новой компании, - поясняют в министерстве.

Собранием должны быть определены уполномоченные лица, представители жителей дома, которые от их лица смогут подписывать акты выполненных работ и получать необходимую информацию от компании, - это такая инициативная группа жильцов.

6. Проконтролировать передачу дел новой УК. Следующий шаг - проследить за тем, чтобы управляющая компания предоставила договор на подпись каждому собственнику и в двух экземплярах. Кроме того, она должна заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг.

- Иногда бывает, что прежняя компания не хочет добровольно уходить. Тогда вопрос решается в судебном порядке. Жильцам, чтобы обезопасить себя, нужно заручиться доказательствами того, что УК не исполняла обязательств по договору. Это могут быть зафиксированные копии жалоб собственников в УК или ГЖИ и документы по итогам проверки - протоколы, постановления о привлечении управляющей компании или должностных лиц к административной ответственности, - перечисляет Гульназ Минниханова.

Кроме того, жильцам советуют обращаться за помощью в Центр общественного контроля в сфере ЖКХ республики. Грамотные специалисты и юристы центра проконсультируют жителей в особо сложных ситуациях и помогут решить проблему.

По словам специалистов министерства, если жильцам трудно самостоятельно выбрать подходящую компанию, они могут обратиться за помощью в городской исполком и объявить конкурс на управление своим домом, чтобы уже на состязательной основе выбрать лучших жилищников.

Еще одна рекомендация - не заключать долгосрочные договоры с управляющей компанией. Лучший вариант - подписать документ на год. В этом случае не придется бегать по судам и тратить нервы. Если вас не устроит работа жилищников, просто не будете больше продлевать с ними договор и найдете новых.

Примеры удачные и не очень

Довольны результатом. Жильцы на Зорге, 23 в Казани сначала сами управляли своим домом. Создали товарищество собственников жилья, выбрали председателя и доверили ему всю работу. Но со временем руководство ТСЖ стало вызывать все больше нареканий жителей: их заявки выполняли через раз или вовсе игнорировали, тарифы по сравнению с соседними домами были чересчур завышены, а последняя ревизия показала нецелевое использование средств. В конце концов терпение собственников лопнуло, и на общем собрании большинством голосов они отказались от ТСЖ. Нашли управляющую компанию, и вот уже второй год дом на ее обслуживании. Как это произошло, рассказала старшая по дому Ирина Арсентьева:

- Мы решили, что больше не будем состоять в ТСЖ. Стали искать подходящую управляющую компанию. И посчитали, что эта нас вполне устраивает. И в Интернете про нее почитали, и кого они обслуживают - с жителями тех домов пообщались. Затем подавляющим большинством решили, что мы к ним перейдем. Из соображений безопасности заключили договор на год и недавно его продлили на второй. Почему? Во-первых, тарифы - раньше были они завышены, а здесь мы до сих пор, спустя год, платим за квартиру меньше, чем платили в ТСЖ. Даже несмотря на то, что уже дважды повышались цены. И работа у них кипит: сделали ремонт входных дверей, заменили ливневку у 6-го подъезда - там, где раньше всегда заливало при любом дожде и подъезд, и квартиры. Поставили нам новые водяные счетчики. И самое приятное - сделали уличное освещение: у нас там горели одна-две лампочки, а сейчас новые светильники сами включаются с сумерками и выключаются на рассвете. Снялись многие индивидуальные заявки по квартирам: у кого где что потекло, у кого электричество. Даем заявку, и в этот же день к нам приходят. А то раньше все страдали, было очень сложно найти вовремя слесаря и прочее. Сейчас готовим к опрессовке дом. Есть в планах и детскую площадку отремонтировать, и окна установить в подъездах. И, я думаю, мы справимся.

Недовольны результатом. А вот жильцы другой многоэтажки - на Сыртлановой, 7 считают, что они только проиграли от того, что поменяли свою районную управляющую компанию на частную. Во всех своих бедах люди обвинили соседа - известного в городе общественного деятеля, председателя Союза домовых комитетов Казани Геннадия Сомова. По их словам, именно он «является причиной многочисленных проблем практически всех жителей нашего дома в сфере ЖКХ». Якобы с его подачи в доме дважды меняли управляющую компанию. А вместо снижения тарифов жильцы добились только их роста и десятки исков бывших управленцев, которые взыскивают с них долги. В итоге людям не понравилась работа ни одной из новых управляющих компаний, и они вернулись в свою прежнюю УК.