К новому учебному году во всех школах республики появятся стенды со схемами безопасных маршрутов для юных пешеходов, а детям до 11 лет запретят появляться на проезжей части без сопровождения взрослых.

 

За «круглый стол» в Общественную Палату Татарстана были приглашены представители общественных организаций, УГИБДД МВД по РТ, специалисты Научного центра безопасности жизнедеятельности и других заинтересованных министерств и ведомств республики.

- Основная мысль, которая лежит в основе всех предложений сегодня — это ответственность взрослого человека за дорогу и все, что на ней происходит, отметила зампредседателя комиссии ОПРТ по вопросам социальной политики Ольга Тимуца.

А о том, какие безобразия происходят на наших дорогах, рассказал собравшимся начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД МВД по РТ Дамир Бикмухаметов. По его словам, в первом полугодии на дорогах республики произошло 256 ДТП с участием детей, в которых 9 детей погибли и 259 получили травмы различной степени тяжести. Это на 2% больше, чем за 6 месяцев прошлого года. Правда в этом году пострадало в автоавариях на 16 детей меньше, чем в прошлом. Однако погибших не убавилось: в 2015-ом дорога унесла жизни 9 несовершеннолетних – 4 пешеходов, 3 пассажиров автотранспорта, 1 велосипедиста и 1 скутериста. Причем, все погибшие юные пассажиры были в автокреслах. Но одно было установлено с нарушением, в другом ребенок был не правильно пристегнут, а в третьем - был пристегнут адаптером «Фест», что категорически не рекомендовано ГИБДД.

- 20 апреля на 18-ом км автодороги Казань – Ульяновск, - сообщил Дамир Бикмухаметов.- Водитель автомобиля Nissan Note, двигаясь со стороны Казани в направлении Ульяновска, превысил скорость, выехал на полосу, предназначенную для встречного движения и совершил столкновение с движущимся во встречном направлении автомобилем ГАЗ. В результате ДТП 7-летняя девочка-пассажир автомобиля Nissan Note, пристегнутая с помощью адаптера ремня безопасности «Фест», от полученных травм скончалась.

Гибель юных пассажиров целиком и полностью на совести взрослых водителей, считает Бикмухаметов. А пьяные за рулем — настоящие убийцы. Так 29 мая в Лаишевском районе в садовом обществе «Титан» № 423 водитель автомобиля Хонда Цивик, управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, превысил скорость и насмерть сбил 9-летнего велосипедиста. Всего же в нынешнем году на дорогах Татарстана было задержано 9 тысяч пьяных водителей.

Но и трезвые взрослые бывают неосторожны и не успевают среагировать, когда ребенок неожиданно выбегает на дорогу.

Так 1 мая на 9 км автодороги Елабуга-Ижевск, водитель автомобиля Хундай Солярис превысил скорость и совершил наезд на 13-летнюю девочку, которая перебегала проезжую часть вне перехода и, к тому же, была в наушниках. Пострадавшую в тяжелом состоянии доставили в БСМП Набережных Челнов, но врачам не удалось ее спасти.

А 16 июня года на 5-ом км автодороги Актаныш-Муслюмово-Кирово водитель автомобиля Лада Ларгус тоже на повышенной скорости насмерть сбил 9-летнего мальчика, который внезапно выбежал на проезжую часть.

Конечно, ГИБДД со своей стороны проводит профилактическую работу с юными пешеходами: в первом полугодии нами было выявлено более восьми тысячи нарушений ПДД детьми, - констатировал Бикмухаметов. - Среди них - 7283 пешеходов, 1011 велосипедистов и 77 мотоциклистов. Но наказания для несовершеннолетних не предусмотрено, поэтому по всем этим нарушениям составлены карточки «Stop – твоя жизнь в опасности», а сообщения направлены по месту учебы ребенка. Я считаю, что ответственность за поведение ребенка на дороге лежит прежде всего, на семье. За 6 месяцев 262 родителей были привлечены к административной ответственности по статье «неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

Бикмухаметов также напомнил, что во всех муниципалитетах Татарстана совместно с министерством образования и науки республики до 1 июня должны были завершить разработку и утверждение так называемых паспортов дорожной безопасности образовательных организаций, а также установить во всех образовательных учреждениях на самом видном месте макеты и стенды со схемами безопасных маршрутов движения детей, а также разместить их на официальных сайтах школ.

Замминистра образования и науки Татарстана Айдар Каюмов заверил, что уже почти все школы подготовили и разработали паспорта безопасности и согласовали их с ГИБДД. И только в нескольких учебных учреждениях эти паспорта находятся на утверждении, но пообещал, что к началу учебного года готовность будет стопроцентной.

- Обучая детей безопасному поведению на дорогах, нужно учитывать их возрастные особенности, - напомнила собравшимся член Общественной палаты РТ Татьяна Леонтьева, психолог по образованию. - Ребенок до 10-11 лет не умеет оценивать расстояние до движущегося транспорта. Он идет за звуком, который его интересует, он идет за предметом, который его интересует. Следовательно он не может, просто не имеет права, находится на дороге без сопровождения взрослых, даже если он просто идет за булкой в ближайший магазин. Это не его вина, это просто его особенность. И вообще ответственность за свои собственные поступки и их последствия вырабатывается у подростка не раньше чем к 14-15 годам. Поэтому все меры безопасности детей на дорогах — забота взрослых. Начиная с обучения ребенка правилам ПДД и заканчивая привлечением к ответственности родителей, которые почему-то отправили его одного в это опасное путешествие.

В итоге предложение об ограничении возраста одиночных пешеходов было предложено внести в проект резолюции рабочей встречи. Кроме того, решено было предложить Верховному Суду Татарстана обобщить практику рассмотрения судами республики дел о ДТП с участием пьяных водителей, в которых погибли дети, и выработать соответствующее разъяснение о максимальном наказании для подсудимых. А в Госсовет Татарстана будет направлено письмо с просьбой инициировать поправки в закон, усиливающие безопасность не только на дорогах населенных пунктов и жилых зон, но и в садовых обществах и других местах компактного проживания граждан.