О безбашенной любви к башенным кранам и девушке, что встречает рассветы и закаты в небе над городом.

 

В одном из пабликов в соцсетях недавно появились красивые виды Казани с высоты птичьего полета. Пользователи восхищались тем, что фотографии сделала девушка - машинист башенного крана Наталья Смирнова. Даже многие парни честно признались, что ни за что не пошли бы на такую работу. 

Когда нам удалось договориться о встрече с автором снимков, думала, тоже залезу на кран. Была уверена, что высоты не боюсь, вон ведь сколько раз поднималась на смотровые площадки. 

Правда, подъем на строительную технику я представляла совсем иначе. Мне казалось, кабина машиниста сама спустится и как на лифте автоматически нас поднимет. Ну, или, в крайнем случае, у стальной лестницы, как у обычной, будут ступеньки, перила и площадки между пролетами, чтобы передохнуть. 

Увы, ничего подобного. Оказывается, даже в 21 веке строителям нужно карабкаться по железным перекладинам, чтобы преодолеть 73 метра по вертикали. Наталья бодро взбежала по лесенке. Я же взобралась на высоту трех этажей и остановилась. Под ногами - сетчатое дно. Посмотришь туда, и хочется за что-нибудь схватиться. Вот только рука ловит воздух - от пустоты вокруг отделяет лишь диагональная перекладина. 

«Хорошо, - думаю, - главное - не смотреть вниз». От взгляда вверх, правда, не лучше. Но нужно идти за Натальей. Снова берусь за лесенку, как вдруг пронзает мысль: а как же спускаться?! В голове сразу картинка: МЧС, пожарная вышка и я наверху с истошным воплем: «снимите меня!» 

Словом, интервью записали на земле. К чести нашего фотографа, который боялся не меньше, но сумел преодолеть страх и взобрался на соседний кран, чтобы снять Наталью на рабочем месте - в ее кабине. 

- Как же вы выбрали такую работу, неужели было не страшно? - интересуюсь у девушки. 

Наталья рассказывает, что к выбору профессии с подвигла крестная - тоже машинист башенного крана. Девушке было 20, и она не могла найти работу. 

- Тетя говорит: «Чего сидишь? Айда на кран!» Я и пошла, сначала отучившись. Вообще я еще в детстве с гордостью всем рассказывала, что у меня тетя крановщица, на кране работает, но мне никто не верил, говорили: ты врешь. А у нее стоял кран в нашем дворе, строил детский сад. Когда мне было 10, я вместе с тетей залезала на него, - вспоминает Наталья, полагая, что уже тогда головокружительная профессия ее очаровала. 

Конечно, поначалу страх высоты был присущ и ей. Только со временем девушка привыкла. Друзья и родственники тоже вскоре успокоились и смирились. Да и свою судьбу Наталья нашла на стройке: 

- Как говорю, что он стропальщик, все сразу думают, что мы с ним вместе работали. Но это не так, нас подруга познакомила.

А вот новые знакомые не перестают удивляться. Наталья приводит пятерку самых распространенных вопросов крановщику:

- Вам не страшно?

- Как вы обедаете?

- Куда ходите в туалет?

- Что у вас в кабине?

- И сколько вы зарабатываете?

Девушка поясняет: хотя крановщики довольно ловко взбираются на любую высоту, все-таки лишний раз так не набегаешься. Поэтому на кран они поднимается утром и спускаются только вечером. Весь рабочий день проходит в кабине. Так что обед берут с собой, а по нужде «как маленькие дети, ходят в горшок». Между прочим, получают машинисты кранов меньше остальных рабочих на стройке - около 40 тысяч  рублей. Почему такая несправедливость - неясно. Как и то, откуда столько женщин-крановщиков?

- Я не знаю, но есть и мужчины. Я и сама раньше так думала, что на кранах одни женщины работают. Вот на этой стройке сейчас четыре крана и на двух работают девушки.

Как объясняют в руководстве строительной фирмы, женщинам не запрещено работать на башенных кранах, если они не имеют на то медицинских противопоказаний, а медкомиссию крановщик проходит каждый год. 

В кабине у Натальи на половину стеклянный пол - это не просто еще одно испытание высотой, но и рабочая необходимость, чтобы лучше видеть груз. Под рукой у нее компьютер для управления - он показывает высоту подъема, скорость ветра, массу груза и другие параметры. Хорошо работается на новых, современных кранах - там стекла тонированные, солнце не так слепит. Зимой крановщик здесь не мерзнет - греет печка, но летом приходится попотеть:

- Кондиционера, к сожалению, нет, в жару очень трудно, я веер с собой ношу и всё мечтаю приобрести маленький вентилятор на прищепке - больно-то не намашешься веером, когда обе руки заняты. А еще в жару я открываю дверь кабины, чтобы был сквозняк, но в штиль это мало помогает.

Кран Натальи - синий на 63 метра, по соседству желтый на 73. Обе машины отечественные, челябинского производства. Девушка работала на разных и может многое рассказать о технике. Например, то, что краны, как люди - у каждого свой характер. Синий более плавный: нажать на тормоз, чтобы он резко встал, как вкопанный - не получится. У желтого - наоборот, реакция более быстрая и начинка совсем другая. И все же главное в кране - человек, который им управляет:

- Крановщик должен обладать снайперскими навыками, учитывать скорость ветра и скорость летящего вниз груза и точно опускать ящик с раствором на оранжевую каску стропальщика. Это я шучу, а если серьезно: реакция должна быть на высоте, кроме того нужно быть внимательным. Очень много дяденек, которые кидаются под груз и нужно вовремя остановить кран, - перечисляет Наталья качества, которыми должен обладать человек ее профессии.

Кстати, опасность таит в себе не только высота, но и различные нарушения. К работе на подъемных сооружениях предъявляют повышенные требования с точки зрения промышленной безопасности. За этим следит Ростехнадзор. Башенный кран, если он неправильно установлен или эксплуатируется, может упасть и повредить, если не убить как крановщика, так и тех, кто оказался в опасной зоне. Сказывается и человеческий фактор:

- На меня наезжали два раза, один раз - троса скинули, в другой - канат грузовой порвали - было страшно.

Про непогоду и говорить нечего. За примером далеко ходить не надо. Июньские грозы вывели из строя два из четырех кранов на этой стройке - в них попала молния. К счастью, машинисты успели спуститься. А вот Наталья слишком поздно узнала о приближении шторма:

- Я сижу в кабине, мне стропальщик говорит: «Наташ, спускайся, там такое идет!» Я говорю: «ладно». Минуты не проходит, и меня накрыло, я ему: «чего ты раньше не сказал?» И всё, я не смогла спуститься. По ветру кран поставила, сама спряталась за креслом и сидела, молилась, чтобы меня ветром не сдуло и молнией не ударило.

По технике безопасности при ветре более 15 м/с крановщики уже не  работают. Наталья на удачу от любых неприятностей носит особый талисман: браслет из черной вулканической породы и деревянные четки. С ними она чувствует себя защищенней.

И всё же, несмотря на сложности и опасности, девушка очень любит свою профессию. Ничто не сравнится с теми ощущениями, какие открывает ей небо над Казанью. Каждый день она видит город таким, каким его видят только птицы: удивительным и прекрасным.

- Город люблю с тех самых пор, когда ещё подростком первый раз приезжала сюда в гости. А вид с крана и вовсе шикарный. Закаты и восходы над городом очень красивые, и здания не мешают любоваться ими, если работа позволяет. Я вообще люблю свою работу: сидишь на высоте, смотришь на всё. Люди вроде рядом и в то же время далеко, не достанут тебя, если что, - шутит Наталья, - а еще я люблю фотографировать с высоты везде, где работаю.


Интересные факты о подъемных кранах:

1. Первое упоминание известно еще с 5 века до нашей эры. Конструкцию использовали древние греки и называли ее «геранос», что в переводе означает «журавль». Из этого названия родилось английское «crane», а потом и русское «кран».

2. И все-таки египетские пирамиды строили без применения техники. А прообраз современного башенного крана появился только в прошлом веке. Его изобрел в 1913 году немецкий инженер Юлиус Вольф.

3. Первые отечественные башенные краны появились в 1936 году. На сегодня в России работает 9 заводов краностроения.

4. Самый большой в мире кран, который занесен в Книгу Гиннеса - это Liebherr LTM* 11200-9.1 - самоходный стреловый кран с телескопической стрелой. С помощью специального оборудования он может поднять до 1200 тонн груза. Но этот вес ему по силам на вылете стрелы лишь в 2,5 метра. А максимальная высота подъема - 180 метров, но в этом случае он поднимет всего 1,3 тонны.

5. Среди рабочих ходит байка, что крановщик становится мастером своего дела лишь тогда, когда сможет поднять и опустить на крюке полное ведро воды, не пролив ни капли.


 

Материал подготовлен при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана.

*Либхеар ЛТМ