Распространенное сегодня во многих учреждениях сканирование документов угрожает безопасности их владельцев.


В начале недели Щучанский районный суд Курганской области приговорил к двум годам колонии сотрудницу ЗАО «Связной Логистика» Валерию Ашмарину, которая, используя отсканированные копии паспортов клиентов, оформила кредиты на общую сумму в 960 тыс. рублей. Аналогичные инциденты, о которых только за последний месяц сообщили правоохранители как минимум трех регионов, доказывают, что персональные данные клиентов банков и финансовых компаний защищены не так уж и надежно. Между тем с необходимостью отдавать паспорта на сканирование россияне все чаще сталкиваются в том числе в гостиницах и фитнес-центрах, регламенты которых не предписывают сотрудникам обеспечивать конфиденциальность клиентских данных.

Москвичка Евгения Хруслова столкнулась со сканированием паспорта в отделении банка ВТБ-24 на улице Покрышкина. «Оператор взяла мой паспорт и исчезла на 10 минут. Когда вернулась, сказала, что сканировала мой паспорт, причем все страницы», - пишет Евгения на форуме Banki.ru. Действия сотрудницы повергли женщину в недоумение: счет в банке у нее уже был, соответственно все необходимые для операций данные уже хранились в банковской базе. Сотрудница банка заявила, что сканировать паспорта - приказ руководства, а Евгения сочла это нарушением своих прав. «Сотрудники банка в курсе, что без моего согласия они не вправе делать сканы и копии персональных документов? Какая взаимосвязь между страницами паспорта о семейном положении и моим правом распоряжаться моим вкладом? Почему, если я отказываюсь от сканирования паспорта, мне отказывают в праве распоряжаться своими деньгами?» - говорится в ее обращении к руководству банка.

На вопросы г-жи Хрусловой в банке ответили туманно: «При обращении клиентов в офис банка сотрудники офиса в обязательном порядке осуществляют контроль актуальности документа, удостоверяющего личность, в программном обеспечении». Сканировать же паспорт, по их словам, понадобилось потому, что в банковской базе данных был скан только первой страницы паспорта, тогда как «для обеспечения безопасности при совершении операций по счетам» нужны были копии всех остальных. Какими нормами закона в банке руководствуются, в ответе не сказано.

Между тем в январе правоохранительные органы сразу нескольких регионов РФ отчитались о раскрытии преступлений, связанных с утечками из банков скан-копий клиентских паспортов. 14 января пресс-служба МВД рассказала, что несколькими месяцами ранее клиенты разных банков из Москвы и Санкт-Петербурга пожаловались на пропажу средств с их счетов. Оказалось, деньги снимали… сами хозяева счетов. Точнее, владельцы паспортов, как две капли воды похожих на их собственные. Как выяснили полицейские, аферисты получали от «коррумпированных сотрудников банков» сведения о крупных вкладчиках, а также электронные копии их паспортов. Дело оставалось за малым: изготовить паспорт с поддельной фотографией и обратиться в банк. В общей сложности аферисты похитили более 70 млн. рублей.

24 января был осужден на четыре года колонии житель Ханты-Мансийского автономного округа, взявший кредитов на 400 тыс. рублей по копиям чужих паспортов. Мужчина работал в местном отделении ОТП-банка. Имея доступ к его базе данных, он распечатывал скан-копии клиентских паспортов и покупал по ним в кредит компьютеры, которые затем перепродавал.

Как убедились «НИ», паспорта на сканирование требуют во многих банках: это на форуме banki.ru обсуждают (и осуждают) клиенты сразу нескольких кредитных учреждений.

Жалуясь на незаконное, по их мнению, требование отсканировать паспорт, клиенты ссылаются на закон «О персональных данных», который гласит, что обработка (в том числе и сбор) персональных данных гражданина невозможна без его согласия.

Пользователю форума Banki.ru Владимиру Кузнецову, который пожаловался на требование скана паспорта в отделении банка ВТБ-24, ответили четче: что копировать паспорта сотрудникам предписывает инструкция ЦБ РФ № 28-И, внутренние правила открытия и обслуживания банковского счета в ВТБ-24, а также положение Банка России «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей». Правда, о том, что клиент обязан позволять банку сканировать паспорт, в этих документах ничего не написано. «Я полдня изучал все документы по списку, но не нашел там обязанности давать согласие сотрудникам на копирование всех страниц моего паспорта», - пишет пользователь. Однако сотрудники ВТБ-24, тем не менее, требуют этого даже после идентификации клиента.

Как отметили другие пользователи форума banki.ru, сканировать паспорт в ВТБ-24 требуют не только для операций по счетам. Например, таким образом проверяют личности курьеров, приносящих в банк платежки от организаций. «Причем сканируют в ультимативной форме - при упоминании о положениях ФЗ «О защите персональных данных» или требовании документа, где стояла бы отметка о согласии курьера на обработку его персональных данных, платежки ему возвращены», – отмечает пользователь. «НИ» попросили банк прокомментировать эту информацию, дополнительно спросив, как программное обеспечение банка и его внутренние регламенты обеспечивают защиту клиентских данных от утечек вовне. Ответ на запрос нам пока не прислали, однако сведениям о сканировании курьерского паспорта пресс-секретарь банка сильно удивился.

Между тем сканы паспортов все чаще решаются требовать даже организации, не связанные с финансами. Часто сканирование паспортов в коммерческих предприятиях обосновывают тем, что так повышается скорость обслуживания клиентов. «Как новый сотрудник в малом отеле я предложила сканировать паспорта гостей для ускорения процедуры регистрации гостя на стойке ресепшн, а не вводить данные вручную. На это мне ответили, что сканировать паспорта запрещено. Как улучшить сервис, если секретарь копается только с паспортом по семь минут?» - недоумевает на специализированном форуме одна из пользователей. Между тем во многих гостиницах сканирование паспортов все же применяется: «Мы сканируем паспорта, и это проблем с гостями не вызывает», - отвечают девушке. Как убедились «НИ», многие гостиницы обслуживают клиентов только при условии предоставления скана паспорта, о чем сообщают на своих сайтах: такие заведения нашлись в Нижнем Новгороде («Ока Премьер»), Ярославле («Ринг Премьер Отель»). Между тем, согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ, гостю необходимо лишь предъявить документ, удостоверяющий личность, - паспорт, военный билет или водительские права.

Отказ обслуживать человека, решившего не давать паспорт на сканирование, - нарушение закона, убежден президент Союза потребителей России Петр Шелищ: «Я не знаю никаких норм закона, предписывающих гражданам отдавать паспорта на сканирование. Есть нормы прямо противоположные - закон «О защите персональных данных», запрещающий использовать данные человека без его согласия». По словам г-на Шелища, при посещении госучреждения по всем нормам могут потребовать лишь предъявить паспорт. В коммерческом же учреждении даже возможность показать паспорт зависит только от согласия клиента.

Нередко коммерческие структуры требуют сканы паспортов и при приеме на работу. Бывает даже, что происходит это после того, как соискателю в должности отказывают. «Девушка попросила мой паспорт, чтобы сделать с него копию, собеседование прошло не в мою пользу. Очень переживаю, что сделали копию с паспорта, вдруг кредит или еще что-нибудь там сделают, да и компания очень подозрительная», - спрашивает пользователь сайта Superjob.ru, которой специалисты рекомендуют обратиться с жалобой в Роскомнадзор.

Как показывает практика, за сканирование паспортов предприятие теоретически может ответить перед законом. Три года назад управление Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проверило на нарушения сочинскую гостиницу «Москва» после жалобы о том, что ее персонал сканирует паспорта. Происходило это без письменного согласия клиентов, что является нарушением закона «О персональных данных». Кроме того, внутренние регламенты гостиницы не подтверждали, что персонал обязан обеспечить конфиденциальность персональных данных гостей. Сотрудники гостиницы, как убедилось ведомство, даже не знали о том, что занимаются «сбором и обработкой персональных данных». Материалы проверки были переданы в прокуратуру, которая гостиницу оштрафовала.


«Новые Известия»