На то, чтобы владельцы смогли обменять автохлам на новую машину со скидкой, в этом году государство выделило 15 млрд. рублей.

 

Программу по утилизации авто старше 6 лет запустили в сентябре прошлого года, дабы оживить рынок новых машин. И это у государства получилось - продажи резко подскочили, за четыре месяца было реализовано порядка 146 тысяч автомобилей разных марок. В конце года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принял решение продлить программу в 2015 году - на нее сначала выделили 10 млрд. рублей, а совсем недавно на утиль автохлама добавили еще 5 млрд., этих денег должно хватить до конца года.

Однако этот год для утилизации стал менее успешным, чем 2014-й. За пять месяцев было реализовано в целом чуть больше 100 тысяч машин вместо предполагаемых 170 тысяч. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, спадом актуальности предложения. За скидку в 50 тысяч выгодно было отдавать старые «шестерки», «окушки», от которых желающие и избавились еще в прошлом году, а владельцев других марок такая сумма может не устроить.

- Дилеры предлагают низкую цену на первый автомобиль, получается выгоднее его продать самому. Сейчас покупательская способность у людей упала, они берут машину подешевле. В такой ситуации нужно максимально ронять ставки по кредитам, чтобы хоть как-то оживить рынок, - считает региональный представитель Федерации автовладельцев России по Татарстану Рамиль Хайруллин.

Как раз снижение ставок и стало второй причиной ухода людей от программы утилизации - говорят менеджеры дилерских центров. В апреле стартовала программа господдержки автокредитования, сейчас более половины автомобилей марки «Лада» продается именно в кредит по сниженным ставкам, а около 40% по программе утилизации и трейд-ин.

- Получается, что утилизация - это просто разовая скидка, а кредитная программа позволяет взять машину на три года. В данной ситуации она намного интереснее для людей, - объяснила директор по маркетингу одного из казанских автосалонов Анна Матушевская.

По этой программе можно обменять не только старую легковушку, но и автобус, грузовик. На предприятии КАМАЗ, который был одним из инициаторов продления утилизации, положительно оценивают действие программы. Здесь также прогнозируют постепенное снижение числа заинтересованных в программе, но пока показатели остаются прежними.

- В прошлом году, мы, как и планировали, продали свыше 5 тысяч грузовиков по программе. За первое полугодие еще цифр нет, но точно могу сказать, что до трети автомобилей продается через утилизацию. Программа - это один из тех драйверов рынка, которые не дают ему загнуться. Хотя мы понимаем, что по утилизации покупать бесконечно машины не будут, парк обновляется, - отметил директор департамента по связям с общественностью и информационной политике ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Напомним, что по программе утилизации до конца 2015 года можно получить скидку до 50 тысяч на новый легковой автомобиль и 350 тысяч на грузовик.


Мнение

Риналь Шагабутдинов, экономический советник компании «Телетрейд»:

- В любом случае данная программа - это стимуляция рынка и автомобилестроения в целом. Сейчас продажи на автомобильном рынке очень упали, по-прежнему продаются только машины из премиум-сегмента. Что могут сделать сейчас сами дилеры и производители? Часть своих авто отдать в беспроцентную рассрочку или под небольшой процент, но здесь есть риски невозврата. Небольшое оживление на рынке можно ждать осенью, когда люди вернутся из отпусков.