В Татарстане собираются реанимировать скоростные речные перевозки. Уже ближайшим  летом из Казани могут запустить «метеоры» в Ульяновск, Тольятти, Новочебоксарск, Самару и Нижний Новгород. И это при том, что у «Татфлота» на балансе сегодня всего  два быстроходных судна, да и те «законсервированы».


Вернуть речфлоту былое величие решил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.  На  состоявшейся во вторник коллегии своего ведомства  с участием министра транспорта России Максима Соколова он предложил разработать федеральную программу по поддержке пассажирского флота.


- До 2003 года в республике регулярно осуществлялись скоростные межрегиональные перевозки, - напомнил Сафин. - Однако высокий уровень износа судов и увеличение  эксплуатационных затрат привели к тому, что маршруты эти стали нерентабельны и их пришлось прикрыть.


Сейчас у «Татфлота» имеются всего два судна типа «Метеор», да и те стоят без дела. Для того, чтобы летом можно было организовать доставку пассажиров из Казани в Ульяновск, Тольятти, Новочебоксарск, Самару и Нижний Новгород, Минтранс РТ ведет переговоры с ООО «Камское речное пароходство». Там тоже есть «метеоры», которые круглый год стоят на приколе.


Сафин считает, что с обновлением пассажирского флота при условии господдержки проблем не возникнет.


- Российские  судостроительные компании, в  том числе Зеленодольский завод  им. Горького в  состоянии вывести на рынок пассажирские суда нового поколения, - уверен татарстанский министр. - Есть интересные модели, которые работают на газомоторном топливе, что существенно снижает затраты на горючее. Однако высокая стоимость не позволяет судоходным компаниям приобрести их.


Отметим, что в 2012 году два быстроходных судна проекта А-145 у зеленодольского завода закупило правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, и они успешно эксплуатируются на Оби и Иртыше.


По мнению Ленара Сафина, федеральные власти могли бы субсидировать межрегиональные речные перевозки по аналогии с воздушными.


Напомним, в прошлом году в Приволжском федеральном округе запустили пилотную  программу по развитию региональных воздушных перевозок. Пассажирам, совершающим рейс, скажем, из Казани в Оренбург, билеты обходятся гораздо дешевле их реальной стоимости, поскольку каждый рейс субсидируется государством в пропорции  60 % (из федерального бюджета) и 40%  (из республиканского).


С 1 апреля по 31 декабря 2013 года в Татарстане по этой программе было совершено более  1600 авиарейсов.   


- Почему бы  не использовать эту схему  и на речном транспорте, точно так же субсидируя каждый рейс на воде, - предложил Ленар Сафин.


Российский министр Максим Соколов пообещал собрать большое совещание по этому  вопросу сразу после окончания Олимпиады в Сочи.