В авиаотряде спецназа МВД по республике рассказали, как раскрывают преступления еще в воздухе.

 

Помните, как в январе этого года в Зеленодольске разыгралась драма, достойная голливудского боевика: местный инкассатор ранил напарника, а сам сбежал с 60 млн рублей? Полицейские бросились в погоню за Игорем Богаченко и вскоре обнаружили брошенную им машину. Так вот, инкассаторский автомобиль нашел командир вертолета Алексей Великосельский.

- Тогда по тревоге был поднят наш отряд. Нас отправили на поиск машины с воздуха. И вскоре мы обнаружили ее, она была спрятана в гаражах Зеленодольска. Мы рядом сели на стадион, сообщили другим подразделениям, где ее искать, - вспоминает летчик.

Алексей летает на вертолете легкого класса - КА-226 вместимостью до шести человек. Основная задача - вести разведку и наблюдение с воздуха.

Второй вертолет - самая распространенная модель - МИ-8АМТ, он на вооружении практически везде, в том числе и в полиции. Машина нужна для быстрой переброски сил и средств органов внутренних дел. В самую отдаленную точку республики – Бавлы, он долетит за полтора часа.

- Неоднократно участвовали в антитеррористических операциях, в частности вот недавно в Чистополь был переброшен спецназ, были ликвидированы террористы. В ходе операции были пострадавшие сотрудники полиции, мы их оперативно доставили в РКБ, - привел пример штурман, старший летчик авиаотряда, капитан полиции Андрей Полонский.

По словам летчиков, это многофункциональный и всегоподный вертолет. Может летать днем и ночью, в сложных метеоусловиях. Он может перевозить 24 десантника с полным обмундированием или 28 пассажиров. Он также участвует в поисковых операциях, ведет наблюдение и патрулирование автоколонн.

Многие казанцы, которым посчастливилось вернуть угнанный автомобиль, могут сказать за это спасибо полицейским, которые управляют беспилотниками. Комплекс дистанционного наблюдения «Элерон» - это два летальных аппарата, оснащенных мощной камерой для дневной и ночной съемки. Ищут они не только пропавшие автомобили, но и преступников, их транспортные средства и просто ведут разведку и наблюдение с воздуха.

Беспилотники поднимаются максимум до 4 км, но обычно работают на высоте 300-500 метров. Но даже, когда они близко к земле, вы ни за что не отличите их от парящей птицы - так они устроены. Кстати, машины казанского производства и пользуются популярностью у многих российских служб.

- С 400 метров можно разглядеть людей, автомобили. Нас часто просят помочь в поиске потерявшихся и, мы находили, т. е. все это не выдумки. Оператор сидит в автомобиле за экраном, получает картинку с камеры беспилотника. Ночью ориентируемся на тепловое излучение. Если человек идет в темноте по лесу, он светится и никуда уже убежать и спрятаться не может, его сразу будет видно. У автомобиля тепло идет от двигателя, так что он тоже от наблюдения не скроется, - поясняет старший лейтенант полиции и авиатехник Евгений Лопатин.

Много раз выручали беспилотники полицейских, находили автомобили преступников, в том числе угнанные для разбора.

Комплекс видеонаблюдения «ОКО-60» - это аэростат, который казанцы уже прекрасно знают. Именно его мы так часто видим в небе над татарстанской столицей. Да и в районах республики с ним знакомы. Например, в Чистопольском, Спасском, Буинском, куда летальный аппарат отправляется в командировку на массовые праздники - Сабантуй, Каравон, Алексеевские перезвоны и др. Это все равно, что глаза полицейских, следящих за общественным порядком.

Кроме того, полицейские с аэростатом всегда работают на таких операциях, как «Нефть», «Мак», «Нерест». Говорят, рыбаки-нарушители, едва завидев этот шар, ретируются так быстро, словно ветром сдувает.

- Если мы аэростат поднимаем в районе, то браконьеры к воде уже несколько дней не подходят. Даже, если потом аэростата нет, они уже боятся работать и выставлять сети. Также работаем по болельщикам. Есть ведь и такие, которые приезжают не только футбол посмотреть, но и похулиганить. Отслеживаем таких фанатов, координируем полицию и они задерживают, если есть необходимость, - рассказывает начальник группы авиаотряда, подполковник полиции Сергей Васильев.

На обеспечении воздушной полиции также вертолеты R-44 «Robinson» и Ансат-К. Основное пополнение авиапарка произошло в преддверии Универсиады.

Сам авиаотряд спецназа МВД по республике был создан в 2007 году и базируется в Казани. Часть авиапарка в аэропорту, там же летный состав, техники и инженеры. Здание отряда в поселке Кояшлы, а в Мирном еще в преддверии Универсиады оборудовали площадку для круглосуточной посадки вертолетов.

Основные задачи отряда - воздушные патрули, наблюдение, поиск, перевозка сил и средств органов внутренних дел России и десантирование специальных групп.

Авиаполицейским из Татарстана часто приходится выезжать и за пределы республики. Например, беспилотники - частые гости на Северном Кавказе, где ведут поиск и наблюдение с воздуха. Кроме того, отряд участвовал в учениях под Нижним Новгородом. Аэростат недавно выезжал в Мордовию, чтобы следить за порядком во время матча местной футбольной команды со «Спартаком».

- Там высоко был отмечен профессионализм наших сотрудников, все видеоматериалы передавали на землю. И благодаря этому своевременно принимали меры по предотвращению возможных беспорядков на игре. Им очень понравилось, они нас благодарили, сказали, что им жаль, что у них такого нет, - не без гордости подытожил заместитель командира авиаотряда спецназа МВД по РТ Фаиль Загидуллин.

Отряд считается одним из лучших в России, как по оснащению, так и по составу. Недаром, на всероссийском конкурсе звание «Летчика года вертолетной авиации» досталось командиру татарстанского авиаотряда Флариту Мавлеткулову. Победа тем приятнее, что она впервые досталась не сотрудникам МЧС или других служб, а именно представителям воздушной полиции.

В этом году силами авиаотряда раскрыли одно преступление и 34 административных нарушения. Также нашли автомобиль, который был в розыске, выявили 3 случая браконьерства и провели 20 мероприятий.