С начала года экспорт продукции завода увеличился с 10 до 25%. Заводчане активно пользуются программой поддержки государства, а эксперты с оптимизмом оценивают шаги предпринимаемые руководством автогиганта.

 

На «КАМАЗе» уже несколько месяцев действует трехдневная рабочая неделя. Российский рынок грузовиков сократился больше, чем в два раза, и руководством, дабы сохранить рабочие места, было принято решение перейти на сокращенную неделю. Однако, как нам объяснили в пресс-службе предприятия, сократилось лишь производственное время, а рабочее - осталось таким же.

- У нас обычная нормальная 5-дневная рабочая неделя. Сейчас на рынке очень тяжелые времена, заказов очень мало, чтобы их выполнить, в июне нам достаточно семи рабочих дней. Но благодаря помощи правительства Татарстана, минтруда республики и России мы можем отправить людей на временные работы, чтобы их зарплата кардинально не менялась, - объяснил директор департамента по связям с общественностью и информационной политике ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Сейчас, как и в 2009 году заводчане в дни, которые предприятие не производит грузовики, занимаются обустройством своего рабочего места, модернизацией станков. Такая перестройка не могло не отразиться на зарплате сотрудников.

- Когда нет полной загрузки, естественно зарплата снижается. За временные работы платится 800 рублей в сутки. Кто отказывается работать на временных работах, у них зарплата уменьшается кардинально, но это их решение. А так плата понизилась на 10-15%, - добавил Афанасьев.

Впрочем, на автогиганте надеются, что через пару месяцев ситуация изменится. В следующем месяце руководство обещает увеличить количество дней на основное производство, сократить долю временных работ, а к сентябрю приблизится к докризисным показателям.

- В кризис страдает транспортная перевозка, а в основном она завязана на строительстве. Техника «КАМАЗа» - это манипуляторы, самосвалы, экскаваторы. Также они поставляют оборудование для разработки новых месторождений нефти, где сейчас сокращаются расходы. Естественно на их продукцию упал сильно спрос. Решение поэтому они приняли грамотное, если бы они оставили мощности на том же уровне, то они работали бы себе в убыток, - считает финансовый аналитик Риналь Шагабаутдинов.

В новых условиях заводу пришлось срочно искать новые рынки сбыта грузовиков. Только с начала года экспорт продукции увеличился на 10% и достиг 25%. Но, по словам пресс-секретаря, работать на внешнем рынке намного сложнее и для этого требуется больше времени.

- Контракты прорабатываются на протяжении года-трех. Какие сейчас идут переговоры по экспорту, в лучшем случае это даст результат к концу текущего года. География у нас огромная, начиная от Южной Америки и заканчивая Африкой. Переговоры ведутся со всеми заинтересованными странами, результаты есть. Сейчас после девальвации рубля, наши грузовики стали привлекательными, - говорит Олег Афанасьев.

Такую политику, которую выбрали, на предприятии, эксперты оценивают положительно, как единственно верную в данных условиях. Так ректор «Татарской академии управления инновационной экономикой» Ильдар Аблаев считает, что для скорейшего «выздоровления» экономики нужны специальные экономические реформы, которых пока нет в стране.

- Нам нужны экономические реформы в налоговой, финансовой системе, реформа ЦБ. Говорить, что «КАМАЗ» находится в глубоком кризисе, нельзя. Стагнация в промышленности у нас идет уже третий год, началась она еще до украинских событий. Челнинский завод уверенно смотрит в будущее, занимается модернизацией, работает на перспективу. Большая заслуга [Сергея] Когогина (генеральный директор ОАО «КАМАЗ» - прим. авт.) в том, что он, во-первых, эффективный менеджер, работает плотно с [Сергеем] Чемезовым (генеральный директор корпорации «Ростех» - прим. авт.), а он правая рука Владимира Путина по машиностроению, оборонным отраслям, поэтому есть оборонный заказ, который поддерживает «КАМАЗ», есть экспортные поставки, - рассказал Аблаев.

По словам экспертов, опрошенных sntat.ru, выход на внешний рынок - это очень своевременное и правильное решение, которое поможет предприятию остаться на плаву. Но внутренний рынок по-прежнему остается основным для «КАМАЗа». На заводе рассчитывают, что вскоре ситуация с поставками в России выправится и выход из «ямы», в которую угодил автогигант, начнется более стремительными темпами.