Портал sntat.ru пообщался с пилотом лайнера, выполняющего чартерные полеты на курорты, и узнали, почему самолетная еда кажется вкуснее и для чего капитан сообщает, что за бортом -60 градусов.

 

Собеседник sntat.ru пожелал остаться неизвестным, зато ответил на самые «заковыристые» и наивные вопросы, которые возникают у пассажиров.

Почему томатный сок и самолетная еда такая вкусная?

- Я, честно говоря, другого мнения. Самолетная еда вообще не вкусная, хотя может она просто нам надоела. На счет томатного сока согласен. Не знаю почему, но действительно пассажиры только его и пьют. Это самый популярный напиток на борту, хотя в жизни, насколько я знаю, его мало покупают.

Экипаж ест то же самое, что и пассажиры?

- Еда для экипажа немного отличается - у нас ассортимент больше, особенно холодных закусок. Так как в правилах прописано, что кабинный экипаж не может есть одно и то же блюдо. Чтобы не дай бог, если что-то некачественное попадется, с нами обоими что-нибудь не случилось. Поэтому, если один ест рис с курицей, то другой мясо с гречкой. Кто что будет есть, решает командир экипажа.

Почему упаковки с печеньками или соком в самолете надуваются?

- Это разность давления. На высоте оно ниже, поэтому самолет накачивают воздухом, как шарик, чтобы создать для пассажиров благоприятные условия, приближенные к земным. Кстати, за счет давления сам фюзеляж самолета прибавляет в полете до 1 метра в объеме. На здорового человека разность давления не влияет, если он не часто летает. А так, да, вредно, не зря же летчикам и бортпроводникам пенсию раньше дают.

Предупреждения вроде «уважаемые пассажиры, наш самолет готовится к снижению, просим вас пристегнуть ремни...» пилот говорит живьем или это запись, как в трамваях «будьте осторожны, двери закрываются»?

- Все что идет из кабины самолета - произносит пилот, это не запись. В записи может быть речь бортпроводника при демонстрации аварийно-спасательного оборудования.

Зачем пилот сообщает пассажирам, что самолет летит на высоте 10 тысяч метров, скорость 850 километров в час, а температура за бортом -50 градусов? Вы так нас «троллите»?

- Почему? Это для общего развития. Это же правда, не шутка! Вообще все от командира зависит. Один весь полет молчит, а другой включил автопилот, взял микрофон и болтает, где пролетаем, какая высота, скорость...

Если всю работу выполняет автопилот, то чем живые пилоты занимаются?

- У экипажа есть работа - за трассой следить, за параметрами механизмов. Такого что сели и в домино играем - нет. Один может отдохнуть, но второй обязательно работает. Каждые 5-15 минут с диспетчерами связываемся, иногда каждые 2 минуты.

О чем пилоты разговаривают с диспетчерами?

- С диспетчерами только о работе. А так бывает, если слышишь борт, который с этим же диспетчером работает и пилот твой знакомый, то можно поприветствовать. Но обычно диспетчеры не разрешают болтать на посторонние темы. А так пилот имеет связь, как с диспетчером, так и с соседними бортами. Иногда диспетчер просит «свяжитесь с таким-то экипажем, они меня не слышат».

А на каком языке пилот общается с диспетчером?

- Если территория России, то на русском. Летим, например, рейсом «Казань-Анталия», Ростов пролетаем, и диспетчер говорит: «переходите на такую-то частоту» и передает нас диспетчеру Турции, с ним уже на английском. В Армении иногда идут на встречу - на русском разговаривают.

Какое самое безопасное место в самолете?

- Самое безопасное место в самолете в любой его части. Мы же не можем предугадать, мол, сегодня я выйду на улицу и подверну правую ногу, а не левую. Бытует мнение, что в хвосте безопаснее, якобы, если хвост отломится при ударе, то больше шансов выжить... Кто это придумал, я не знаю, это бред какой-то.

Почему сейчас в самолетах не разложены в каждый кармашек пакеты и не раздают леденцы. Людей перестало тошнить?

- Пакеты должны быть загружены на борт. Есть определенный минимум на 100 пассажиров, у каждой авиакомпании он свой. То же самое с леденцами. То, что в современных самолетах с более совершенной регуляцией давления не тошнит - сомневаюсь. Думаю, что это больше зависит от вестибулярного аппарата человека, кого-то укачивает, кого-то нет.

Почему при взлете и посадке просят открыть иллюминаторы?

- Это международные правила. Самый опасный момент - это взлет и посадка. В это время все должны быть максимально сосредоточенными. Пассажир тоже должен оценивать обстановку за бортом, чтобы, если увидит что-то необычное, сообщить бортпроводнику. Пилот и бортпроводники же могут не видеть все.

Почему в полете пассажирам рекомендуют находиться с пристегнутыми ремнями?

- Может случиться все что угодно - порыв ветра или воздушная яма, в «болтанке» может сильно подбросить. Если это случится, то пристегнутому пассажиру повезет больше. У пилотов поясной ремень всегда пристегнут, на время полета мы отстегиваем только плечевые ремни.

Почему все стюардессы такие красивые?

- Может быть из-за формы. Бортпроводник это же лицо компании, он должен быть красивым. Вообще у каждой авиакомпании свои требования к сотрудникам. Многие зарубежные компании, считают, что красота не главное, они вообще не берут на работу бортпроводников моложе 35 лет. Бортпроводник - это тяжелая работа, случись что, все на плечи этих девчонок ложится. Даже дверь закрыть, которая 150 килограммов весит и то тяжело.

Когда пилоты - пассажиры, они боятся летать?

- Нет. Зачем боятся? Самолет придумали, чтобы он летал, а не падал. Конечно, когда ты в пассажирском кресле другие ощущения. Начинаешь оценивать: «почему пилот сделал так, а не иначе...». Но сложно какой-то анализ проводить, будучи пассажиром я не могу определить, например, скорость с которой взлетает самолет.

Что экипаж везет с собой в чемоданах?

- Личные вещи. Если командировка на один день, например, утром вылетаешь в Хургаду и вечером возвращаешься, тогда, конечно, смысла нет чемоданы брать. А если на неделю: сегодня из Казани в Анталью, там заселился в гостиницу, на следующий день летишь в Белгород, оттуда снова в Анталью, отдохнул, снова собрал чемодан и в Самару, из Самары в Шарм-Эль-Шейх и так далее, то, конечно, запас личных вещей нужен. Каждый день залезаешь в интернет, смотришь свое расписание, на сколько дней улетаешь.

Почему пассажиры не видят капитана корабля? Вам запрещают смотреть в глаза пассажирам?

- Экипаж заходит в самолет заранее, проверяет все ли готово к полету. Кабина пилота может быть открыта, только когда нет пассажиров. Как только заходит первый пассажир, дверь блокируется и уже никто не может попасть внутрь. Выйти из кабины пилот имеет право только в туалет, но в это время бортпроводник должен зайти в кабину. В кабине всегда должно быть два человека.

Часто экипаж принимает роды в самолете?

- У меня таких случает не было. Если кому-то становится плохо, бортпроводники докладывают пилоту, мы по громкой связи спрашиваем «есть ли среди пассажиров медик?». Если медик говорит, что дело серьезное, то принимаем решение садиться в ближайшем аэропорту.

А если на борту дебошир?

- Сейчас пьяных пассажиров стало меньше, но на чартерных рейсах часто «олинклюзив» начинается уже в самолете. Если проводник замечает пассажира навеселе до вылета, то проблем нет, докладывает командиру, командир советуется: «ну, как думаешь, стоит брать его или нет?», если проводник считает, что пассажир не опасен, то взлетаем, если нет - высаживаем в две секунды.

При посадке пассажиры аплодируют пилотам или просто от счастья, что долетели живыми?

- Я думаю, что для большинства перелет - это стресс и пассажиры так проявляют радость, что долетели. Аплодисментов пилоты не слышат, к тому же при взлете и посадке мы другими делами заняты. Иногда по прилету бортпроводники докладывают, что сегодня «так хлопали, так хлопали».

Какой самолет самый лучший?

- Самый лучший - это тот, в котором сам лечу. Все современные самолеты, наши или импортные на одном уровне.