Портал sntat.ru раскрывает некоторые особенности работы столичных «работников руля».

 

Депутаты Госдумы предложили обязать таксистов, водителей маршрутных такси, автобусов и большегрузов пересдавать экзамены на знание правил дорожного движения каждые пять лет. Причина - возросшее количество ДТП, в которых виновны водители этих транспортных средств.

Сколько именно аварий происходит с такси? На самом деле ГИБДД такую статистику не ведет. Для них таксист - это просто водитель легкового автомобиля. Однако, общее представление о количестве ДТП можно получить «мониторя» новости в интернете.

9 мая таксист сбил 7 человек, 7-летняя девочка и ее мать погибли на месте.

13 мая такси на большой скорости врезалось в грузовик МАЗ, а потом в столб.

28 мая таксист не уступил дорогу и столкнулся с иномаркой. Пассажирку зажало в автомобиле, доставали ее спасатели МЧС.

30 мая таксист с беременной пассажиркой выехал на «красный» и врезался в автобус. У пассажирки сотрясение мозга, водитель в реанимации.

Это аварии за май 2015 года в Казани, но далеко не все. Дело в том, что в сводки ГИБДД, которые отправляются в СМИ и потом становятся достоянием общественности, заносятся только самые серьезные ДТП, в которых пострадавшие были госпитализированы. По фотографиям с места происшествия и можно догадаться, что участником ДТП были таксисты. Это не считая, криминальных новостей, где таксисты были наркодиллерами, насильниками и даже убийцами (расправа над жительницей Казани Ольгой Шамышевой).

Казалось бы, водители такси должны быть наиболее осторожными и внимательными на дороге - в ответе они не только за свою жизнь, но и за жизнь клиента. Но происходит совсем наоборот. Портал sntat.ru решили разобраться почему.

Берут кого попало

Кто может устроиться в такси? Да кто угодно, главное чтобы были водительские права и стаж от трех лет. Стаж определяется по дате выдачи прав и никого не интересует, что предыдущие два года и 11 месяцев вы вообще не имели практики вождения, потому что накопить на первоначальный взнос и взять авто в кредит смогли только сейчас.

В целях эксперимента журналист sntat.ru решила позвонить в таксомоторную компанию и устроить на работу в такси своего родственника. Родственнику мы придумали отягощенное криминальное прошлое, но сотрудницу отдела кадров на том конце провода это не смутило.

- У него только судимость была, это ничего? - спрашиваем у оператора.

- По какой статье судимость? - интересуется девушка

- Непреднамеренное убийство... по пьянке...

- Но она у него уже погашена?

- Да, вот недавно освободился.

- Ну, пусть приходит, - радостно приглашает барышня на работу и перечисляет список документов, которые нужно принести в офис.

Водители в таксомоторные компании всегда нужны. Каждый платит компании за то, что ему отправляют вызовы, по 1100 рублей в неделю.

Есть и тарифный план, зависящий от количества выполненных заявок. В этом случае «абонентская плата» меньше, но с каждого вызова водитель «отстегивает» от 9 до 22 рублей. Поэтому придирчиво кадры не отбирают. Чем их больше, тем  больше денег заработают владельцы компании.

Почему таксисты попадают в аварии?

Одна из причин - усталость. Вот реальный пример. Дамир Сафиуллин (имя изменено) целиком и полностью посвятил себя извозу людей три месяца назад. А до этого год совмещал. Днем в офисе работал, ночью в такси. Когда понял, что начал засыпать за рулем, решил, что рисковать собой, машиной и пассажирами глупо. Но если вы думаете, что когда у Дамира стало на одну работу меньше, он стал больше отдыхать, то глубоко ошибаетесь.

 - У меня семья, надо деньги зарабатывать, поэтому я много работаю. Бывает с утра до ночи. Если очень хочу спать, то приезжаю домой в два-три ночи, два-три часа посплю и опять выхожу. Бывает, в двенадцать дня прихожу, пообедаю, два-три часа посплю и дальше выхожу, вызова жду, - рассказывает о жизненном круговороте казанский таксист.

Зарплата таксиста зависит только от него самого, поэтому некоторых «жаба душит» и рулят они круглые сутки.

Особенно те, кто берет автомобиль в аренду. Им не только бензин надо покрыть, но и заплатить владельцу. Сутки стоят от 2000 рублей, в зависимости от марки авто.

За таксистами кто-нибудь следит?

Вообще-то таксомоторная компания имеет все возможности для этого. Когда таксист устраивается на работу, в мобильник ему устанавливают программу, на которую приходят вызовы, которая отсчитывает километраж и плату за проезд. По ней же компании могут следить за тем, сколько часов их водители проводят за рулем.

- Например, я открываю смену в 10 утра, в 10 утра следующего дня она у меня автоматически закроется. Но в 10.05 я снова ее могу открыть, - объясняет Дамир.

Водитель должен сфотографировать машину - она должна быть чистая и без повреждений, иначе смену не откроют. Правда фотографии достаточно одной - с пассажирской стороны, что со стороны водителя никого не интересует.

С помощью «джи пи эс» в офисе компании могут отследить и маршрут передвижения, и даже скорость водителя. Но пресекают нарушение, только когда стрелка спидометра «ляжет» в горизонтальное положение.

- Если клиент просит побыстрее, то гоню, и потом - быстрее отвезешь одного, раньше новый вызов получишь. Я знаю, что они следят за скоростью, но мне один раз только замечания делали. Я до 180-ти разогнался, мне звонят: «ты, че обалдел что ли?» говорят, - рассказывает о своих буднях казанский таксист.

А как же лицензии и закон о такси?

Когда вступил в силу закон о такси, многие вздохнули с облегчением, в надежде, что ездить станет безопаснее, но не тут-то было.

Лицензию таксиста выдает региональное министерство транспорта. Для этого, по словам собеседника sntat.ru нужно предъявить машину, она должна быть желтого или белого цвета, «шашечки», «наклейки», копию паспорта и ПТС и заплатить госпошлину - 400 рублей.

Ни отсутствие водительского стажа, ни багаж ДТП за плечами, ни криминальное прошлое не является причиной отказа в выдаче лицензии. Действует разрешительный документ в течение 5 лет.

Согласно закону, который предлагают в комитете Госдумы России по транспорту, для получения лицензии таксистам нужно будет пройти курс повышения квалификации. Есть у законопроекта противники, которые считают, что он станет поводом для коррупции и продажи справок о повышении квалификации будут поставлены на поток.