Пятый год Татарстан как пилотный регион апробирует государственную программу «Доступная среда». Портал sntat.ru поинтересовался у тех, для кого была сделана эта программа: что за это время изменилось?

 

- У меня перед глазами туман, я вижу только силуэты, - с Евгением Казанцевым мы встретились в региональном отделении ВОС и направились тестировать казанские улицы на доступность для незрячих.

На выходе Евгений сразу обращает наше внимание на крыльцо:

- Радует, что сейчас в городе начали красить в желтый цвет первые и последние ступени - это большой плюс для слабовидящих, так мы лучше ориентируемся, где начинается и заканчивается лестница.

А вот гипермаркеты, по словам инвалида, представляют опасность - слишком чистые стекла. Желтых кружков на них очень не хватает - их рисуют для безопасности тех, кто плохо видит.

Во дворе шагаем по дорожке из тактильных плиток. Они двух видов: направляющие в пути и предупреждающие о преграде. Слепых учат их различать. Вот почему важно не лепить их, как попало, а укладывать так, чтобы они действительно служили указателями. У нас же это не всегда получается.

- На железнодорожном вокзале эти дорожки не соответствуют ГОСТу. Там кругом уложили только предупреждающие плитки, и всё. Как передвигаться - непонятно, - говорит наш собеседник.

Но это только пример, на самом деле сейчас уже все не так уж плохо. С инвалидами стали чаще советоваться. Самого Евгения постоянно приглашают в комиссии как на стадии проектирования, так и перед сдачей объектов.

- К нам теперь прислушиваются. Учитывая ситуацию в других регионах, у нас достаточно всё хорошо в этом отношении. Я, например, принимал «доступную среду» на улице Маяковского и некоторых других улицах, - рассказывает Евгений.

У 3-го дома на Серова специальные ограждения. Они тоже указывают направление пути незрячим.

- Сделали бы просто ровные дороги и нормальные бордюры, тогда бы и плитка была не нужна. Мы ориентировались бы по поребрикам и этим поручням. А у нас вон какие выбоины и ямы. Мы же спотыкаемся, - сетует Казанцев.

В этом и в соседнем доме установлены звуковые лифты с кнопками со шрифтом Брайля. На этажах номера квартир - выпуклыми цифрами. Улица изобилует тактильными дорожками и к библиотеке для слепых, и к «Электроконтакту» - единственному в городе предприятию, где работают незрячие. Словом, район как место компактного проживания инвалидов по зрению адаптирован лучше других городских кварталов.

На остановке общественного транспорта Евгений демонстрирует новинку. На столбе под электронным табло, которое указывает время прибытия автобусов, - обычная панель с кнопками, как у домофона. С ее помощью слепой набирает маршрут, например 22, а техника «голосом» подсказывает, когда подъедет нужный транспорт. Пока это единичное устройство в городе, оно установлено только на Разъезде Восстания.

Здесь же звуковой светофор, вот только зеленый горит слишком мало. Зрячему нужно почти бежать, чтобы успеть перейти широкую улицу. Что же говорить о человеке с тростью. К тому же уже в шесть вечера звук выключают по просьбе жителей, и ориентиров не остается.

Второй год на остановках через громкоговорители озвучивают номера маршрутов некоторых казанских автобусов. Это здорово выручает не только инвалидов по зрению, но и тех, кто просто хуже видит. В России это первая подобная практика.

Пионерами в адаптации подземки для незрячих стали и казанские метростроевцы.

- Мы в этом вопросе и Москву обогнали. Но у них метро старое, а у нас новое, строится сразу с учетом наших пожеланий, - продолжает наш проводник.

И все же без ошибок не обходится. Иногда элементы «доступной среды» монтируют для галочки, а не в помощь инвалидам. В центре города есть участки, где специальные дорожки для слепых упираются в столбы, дорожные знаки, светофоры. Местами это попытались исправить, но тоже неправильно. Тактильная плитка не предупреждает о преграде заранее - она уложена вплотную к столбу, когда незрячий уже «находит» его лбом.

Автохамы - еще один бич для инвалидов, причем всех категорий.

- Ну как так можно? До того бестолковые люди есть! - сокрушается Алексей Титов, который много лет назад остался без ноги и поэтому передвигается только на коляске.

Специальный спуск с бордюра инвалиду-колясочнику перекрывает припаркованный автомобиль. Теперь без посторонней помощи мужчине не съехать с тротуара:

- Из-за них ведь и мамы с колясками мучаются, не могут проехать. А однажды «Газель» прямо на тротуар заехала вплотную к пандусу, и мы уже не могли домой попасть.

Для незрячих автомобилисты не просто преграда, но и серьезная угроза.

- Машины ставят так близко, что видящие люди не могут протиснуться, не то что мы. Хотелось бы, чтобы водители проявили к нам немного уважения. Бывали случаи, даже по трости проезжали, ломали. Или сбивали незрячих и уезжали - мы ведь даже номера нарушителя увидеть не можем, - с грустью замечает Евгений.

Кстати, пандусами активно пользуются не только колясочники, но и слепые, чтобы не спотыкаться на лестнице.

Словом, «доступная среда» - это не только специальные устройства и конструкции для адаптации инвалидов. Во многом это еще и культура поведения горожан. А она начинается с простых вещей: где-то придержать дверь, помочь поднять коляску или лишний раз подумать, прежде чем поставить свой автомобиль на пути маломобильных граждан.

В Татарстане в этом году по программе «Доступная среда» освоят около 130 миллионов рублей. На эти деньги адаптируют больницы, отделы соцзащиты, дома культуры, спорткомплексы, техникумы и общежития - всего около сотни объектов. Кроме того, в рамках соглашения Минобрнауки России и Правительства РТ пандусами, лифтами и другими элементами «доступной среды» оборудуют 145 школ республики.

Но ведь важно не только построить, но и содержать объекты, беречь от вандалов. Мы поинтересовались у специалистов: почему лифты для инвалидов на пешеходных переходах в Казани почти нигде не работают?

- Проводятся межведомственные выездные проверки надземных и подземных пешеходных переходов. По состоянию на 18 мая 2015 года все лифты, установленные в рамках вышеуказанной программы, функционируют в полном объеме (за исключением переходов Комарова - Карбышева). Надземные пешеходные переходы Комарова - Карбышева находятся в нерабочем состоянии по причине актов вандализма, в результате чего на данных объектах повреждены подъемники и шахты лифтов,- сообщили в Министерстве труда, занятости и социальной защиты республики.

Программа работает пятый год. Татарстан стал первым в России пилотным регионом, где начали масштабные работы по созданию «доступной среды» для инвалидов и применению инновационных методик.

За это время сделали немало: адаптировали 463 объекта в приоритетных для инвалидов сферах. Постарались уделить внимание всем категориям людей с ограниченными возможностями. Одними из главных экспертов по оценке качества стали их общественные организации.


Кстати

В помощь людям с ограниченными возможностями создан также интернет-проект. На сайте Минтруда размещена интерактивная карта с информацией об уровнях доступности 4,5 тысячи объектов республики. Перейдя по ссылке mtsz.tatarstan.ru/dostupnaya-sreda.htm, сначала вы увидите чистую карту. Чтобы воспользоваться ею, в правом верхнем углу в разделе «Проекты» нужно выбрать «Доступная среда», ввести название и адрес объекта. Ресурс укажет карте нужное здание или остановку транспорта и сообщит об уровнях его доступности для каждой отдельной категории инвалидов. Так каждый маломобильный татарстанец может узнать, попадет ли он сегодня туда, куда еще вчера дорога для него была закрыта.