Народный избранник Законодательного собрания Санкт-Петербурга предлагает заставить велосипедистов сдавать экзамен на права. В Татарстане к этому относятся по-разному.

 

Любителей велосипедной езды хотят заставить получать водительское удостоверение. Соответствующее предложение сделал главе МВД России депутат Виталий Милонов. По его словам, велосипедисты часто создают опасные ситуации на дорогах:

- Участники дорожного движения, каковыми являются велосипедисты на оживленных магистралях, не знают правил дорожного движения. Это, конечно, нонсенс. Что касается мегаполисов, то здесь просто необходимо попросить велосипедистов проходить тест на знание ПДД. Это, конечно, не экзамен на получение прав категории любой. Конечно, это все облегченно, конечно, это все в основном касается теории, и никто не будет проверять, как они могут выписывать «восьмерки» и пируэты на своих велодрузьях. Но знать какой-то ограниченный набор правил дорожного движения они просто обязаны ради своей безопасности и ради безопасности других участников дорожного движения.

Портал sntat.ru узнали, что думают об этой инициативе казанские эксперты. К примеру, полномочный представитель Федерации автовладельцев России по Татарстану Рамиль Хайруллин согласен, что велосипедисты должны знать правила дорожного движения, но сдавать специальный экзамен - это уже лишнее:

- Я помню в советские времена, велосипедисты на дороги общего пользования не выезжали, если у них нет номерных знаков. Это были такие маленькие велосипедные номерочки. Их прикрепляли к себе на заднее крыло и выезжали на шоссе. Мне кажется, лучше было бы вот это вернуть, чем с правами возиться. Потому что сейчас, если даже что-то происходит на дороге: велосипедист нарушил правила или ударил машину. Он уехал и всё, мы его больше никогда не найдем. Если же будут номера, все будет проще. А права - это лишнее.

Эксперт sntat.ru согласен, что часть велосипедистов, нарушают правила по незнанию или потому что уверены в безнаказанности. Исправить это может, как раз идентификация велосипедистов. Парочка выписанных штрафов наверняка заставит заглянуть в учебник ПДД. А за грубое нарушение можно и вовсе снимать номера. В таком случае дальше собственного двора веловодитель выехать не мог. Причем подобная практика существовала раньше, но со временем о ней позабыли.

Руководитель «Велоклуба Казань» Марат Михайлов - создатель одного из городских велосообществ, является не только заядлым велосипедистом, но автомобилистом. Так что не понаслышке знает о проблеме с обеих сторон. По его мнению, начинать учить культуре вождения нужно со школьной скамьи.

- Должен быть обязательный предмет, чтобы школьники сдавали что-то вроде зачета и получали права уже во время учебы. Но сейчас заставлять сдавать - всё это глупости, конечно. Вопрос еще в том, как всё это будет проходить. Может, еще и налог на транспорт для нас введут? В советское время был период, когда выдавались не то что права, а что-то вроде брошюрки маленькой на право вождения велосипеда. Возможно, вернуть эти правила было бы неплохо. То есть я отчасти поддерживаю, но говорю, что надо начинать со школы. Мы, как представители велосипедных клубов в Казани, всегда выступали за такое обучение и просили ГИБДД организовать какие-то занятия для подростков, да и для взрослых велосипедистов. Предлагали совместные курсы с дорожными инспекторами. Но нас проигнорировали и забыли об этом. Так что в целом я поддерживаю идею, что люди должны знать ПДД. Участникам своих встреч мы часто объясняем: что можно делать на дорогах, а чего делать нельзя. 

В ГИБДД Казани обычно не комментируют законопроекты, но в этот раз не удержались. Уж больно много претензий у дорожных инспекторов накопилось к водителям двухколесного транспорта. С конца апреля в городе произошло 5 ДТП с участием велосипедистов. К счастью, в этот раз обошлось без серьезных травм. Но среди пострадавших есть подросток. Мальчик проживает в районе Московского рынка, а в аварию попал на улице Сибгата Хакима. Спрашивается: как 10-летний ребенок оказался так далеко от дома, и куда смотрели родители - возмущаются сотрудники ДПС. Впрочем, и взрослые грешат не меньше.

- Поражает: почему велосипедисты не могут выучить хотя бы 24 пункт правил дорожного движения, который непосредственно им и посвящен?! Вот, например, в ПДД сказано, что только пешеходы могут пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, а велосипедисты почему-то считают, что могут по нему ездить. Так вот в правилах сказано, что человек обязан вести велосипед под руль. Тут ведь много опасностей. Во-первых, водители не ожидают увидеть велосипедиста там, где идут пешеходы. Во-вторых, скорость у велосипедистов и пешеходов разная. Пешие в случае опасности могут хотя бы сделать шаг назад или резко остановиться, у велосипедистов же нет такой возможности. Часто они  надеются проскочить на мигающий зеленый на скорости - этот тоже опасно. Кроме того, в последнее время стало очень распространено нарушать правила при повороте направо или налево. В правилах сказано, что водитель должен уступить дорогу пешеходам, а не велосипедистам. Им он ничего не должен. Только при наличии велодорожки нужно уступать. А у нас велосипедисты стараются проскочить перед автовладельцами, и в итоге они у нас дружно на пешеходных переходах «встречаются». Поэтому у нас водители не очень рады появлению велосипедистов на проезжей части, которые, как и водители мотоциклов появляются из ниоткуда и их очень сложно бывает заметить. Еще одна опасность в том, что от водителей скутеров и мопедов мы требуем носить шлем, то велосипедистам можем только рекомендовать его. Хотя в ДТП они получают не менее серьезные травмы и даже погибают, - поясняет заместителя начальника отдела пропаганды ГИБДД Казани Наиль Гибадуллин.

Инициатива депутата Милонова вызвала небывалый отклик и обсуждение в интернете, на форумах, сообществах велосипедистов и водителей. Мнения, конечно, разделились, но как бы там ни было участники дискуссии в одном точно сходятся – проблема есть и ее необходимо решать. Как? Этот вопрос самый сложный. 

О том, где можно в Казани покататься на велосипеде, читайте в спецпроекте sntat.ru: Велосипедные маршруты Казани