Победители III национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills, финал которого прошел в Казани, готовятся к мировым рекордам в Бразилии.

 

Международная некоммерческая ассоциация WorldSkills International (WSI) [Ворлд Скиллз Интернешнл] создана в 1947 году, чтобы повышать стандарты профессиональной подготовки по всему миру, мотивировать молодежь на высокие результаты, конкуренцию и обмен опытом. Сейчас движение WorldSkills [Ворлд Скиллз] охватывает 72 страны и организует конкурсы профмастерства среди специалистов от 16 до 25 лет: сначала на национальном уровне (внутри страны), потом - на континентальном. А раз в два года в какой-либо стране-участнице проводится международный конкурс профессионального мастерства WorldSkills Competition [Ворлд Скиллз Компетишн].

В этом году суперфинал III национального чемпионата профмастерства по стандартам WorldSkills проходил в Казани.

- Для нас большая честь уже второй год подряд принимать такой чемпионат. Мы много уделяем внимания разным видам спорта, культурным мероприятиям, а вот такие мероприятия, они тоже очень важны и нужны. Мы в прошлом году только взялись за это дело и приняли огромное число молодежи. А в этом году чемпионат уже совершенно другой, - сказал Лидер Татарстана Рустам Минниханов.

Впервые в рамках национального чемпионата прошли:

• первое заседание Промышленного совета WorldSkills Russia с участием индустриальных и стратегических партнеров движения, на котором был озвучен топ-10 самых востребованных видов работ и перспективных сфер деятельности на ближайшее будущее:

- токарные работы на станках с ЧПУ

- фрезерные работы на станках с ЧПУ

- мобильная робототехника

- мехатроника

- электроника

- прототипирование

- инженерия CAD

- аэрокосмическая инженерия

- работы с листовым металлом

- сварочные работы

• первый чемпионат СНГ WorldSkills;

• чемпионат юниоров - JuniorSkills [Юниор Скиллз], в котором приняли участие 102 представителя из разных регионов в возрасте от 10 до 17 лет.

Татарстан занял первое место в общекомандном зачете, завоевав 69 медалей. На втором месте - Свердловская область с 61 медалью и замыкает тройку лидеров Москва, которая получила 60 медалей. По итогам финала чемпионата WorldSkills Russia 2015 определится состав национальной сборной России, который поедет на мировой чемпионат WorldSkills Competition в Сан-Паулу (Бразилия) в августе.

Личное первенство в конкурсных компетенциях

Золотые призеры

Линар Миннахметов - «Инженерный дизайн CAD [КАД]»:

- Мне 20 лет. Год назад я окончил Бугульминский машиностроительный техникум по специальности «Технология машиностроения». Сейчас обучаюсь в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (КГАСУ) на заочном отделении.

Мне всегда нравилось узнавать, как устроены различные механизмы. Еще в школе я увлекался черчением и физикой, и в конце концов понял - хочу быть инженером. А участвовать в чемпионате мне посоветовала моя преподавательница Юлия Васильевна. Задания были очень сложные. Особенно потому, что было мало времени. Ведь работу, на которую нам отводилось 6 часов, конструктора на заводах выполняют за гораздо более долгий срок. Хотя это даже можно считать плюсом, так как развивает умение быстро ориентироваться в различных ситуациях.

Вся моя семья и друзья следили за ходом чемпионата, смотрели онлайн-трансляцию церемонии награждения. После того как узнали, что я чемпион, телефон начал буквально разрываться от звонков. Мне уже предложили работу на Казанском электротехническом заводе, но я пока думаю. Сейчас главное - серьезно подготовиться к бразильскому чемпионату. Осталось меньше трех месяцев. Нужно будет выучить международные стандарты профессии и в достаточной степени овладеть техническим английским языком, так как можно допустить ошибку из-за неверного понимания задания. Залог успеха - всего лишь один процент таланта и девяносто девять процентов труда.

Рамиль Гарифуллин и Павел Фадеев - «Мобильная робототехника»

Рамиль:

- Я из Высокогорского района. Мне 19 лет, учусь на третьем курсе Казанского техникума информационных технологий и связи по специальности «Программирование в компьютерных системах». Мой папа работает автоэлектриком грузовых автомобилей, а мама - заведующая складом в частной фирме. У меня есть младший брат, его зовут Рузаль, ему исполнился год. На выбор моей профессии повлияли родители и родственники. Да и меня всегда тянуло к информационным технологиям и всевозможным новшествам в этой сфере. А принять участие в чемпионате профмастерства нам с Павлом предложила замдиректора техникума Дамира Акмаловна. Мы с удовольствием согласились. Ведь роботы - это наше будущее. Только мы очень волновались, что не справимся. На роботе Festo [Фесто], с которым конкурсантам предстояло работать, ограничены некоторые датчики. Но нам повезло - наш робот был намного новее. Задача конкурсантов была в том, чтобы запрограммировать робота на выполнение определенных действия в нужном порядке. Наш должен был в качестве ассистента медиков перевозить в палату пациента нужные лекарства, о которых «говорил» сигнал светофора, а неиспользованные лекарства перевозить на склад. Трудность заключалась в том, что на поле одновременно работало два робота, а их движение по коридору регулировалось реверсивными светофорами. Но мы успешно выполнили задание.

Сейчас нам дали небольшой отпуск на месяц, а потом начнем тренироваться, чтобы достойно выступить в Бразилии. А будущим чемпионам желаю побольше терпения, поменьше волноваться, так как выиграют самые спокойные и терпеливые!

Павел:

- Рамиль мой одногруппник и друг. Познакомились мы на 1 курсе, с тех пор и общаемся.
Мне 10 июня будет 19 лет. Живу я в Казани. Папа служит в полиции, мама работает в школьной столовой. Младшей сестренке 14 лет. Свою профессию я выбрал еще в 7 классе. У меня была хорошая учительница по математике, информатике и физике - Наталья Александровна Антонова. Я ей очень благодарен, что она заметила во мне способности к этим предметам. Уже в 9 классе, когда началось программирование, я стал показывать хорошие результаты. А после 9 класса целенаправленно шел на эту специальность в КТИТС. Первый и второй курс были тяжелыми, но на третьем курсе стало полегче и хотелось попробовать еще что-нибудь. Вот мы с Рамилем и занялись робототехникой. Труднее всего было в техническом плане, ведь писать программы для робота - это одно, а обслуживать и разбираться в них - это другое. Мы справились и стали делать большие успехи. После этого нам предложили попробовать себя на World Skills Russia 2015. И я счастлив, что моя победа принесла гордость и радость в мою семью, много положительных эмоций моим родным и близким мне людям.

Айсылу Сунгатуллина - «Дошкольное воспитание»:

- Мне 20 лет, живу и учусь в Набережных Челнах - студентка 4 курса Набережночелнинского педагогического колледжа, отделения дошкольного образования. Я окончила музыкальную школу, играю на флейте и фортепиано. У нас многодетная семья: у меня три сестры и два брата. Родители - пенсионеры, отец работал инспектором пожарной безопасности, а мама всю себя целиком посвятила нашему воспитанию. Кроме братьев и сестер, у меня есть еще пятеро племянников, и я с 12 лет участвовала в их воспитании. Так что вопрос о выборе профессии отпал сам собой. Я очень люблю работать с маленькими детьми, и у меня это получается. Поэтому, когда мне в колледже предложили принять участие в национальном чемпионате WordSkills, я с радостью согласилась. Но я даже не думала, что будет так трудно. Уровень участников был очень высокий. Нам дали девять заданий, которые мы должны были подготовить и показать за четыре дня. Задания мы «тянули», как билеты на экзамене, заранее никто не знал, что будет. Например, мы должны были разработать и провести с детьми комплекс утренней зарядки. Разработать и организовать настольную дидактическую игру на смарт-доске, инсценировать сказку, заняться с детьми лего-конструированием, а для родителей провести мастер-класс на тему речевого восприятия у детей дошкольного возраста. Детей и родителей изображали волонтеры. Но были и теоретические задания. Например, нужно было по картинке определить, для какого возраста предназначен дидактический материал и какие там допущены ошибки. Видимо, я справилась лучше всех, раз мне победа досталась. Но в Бразилию я не поеду, потому что на мировом чемпионате нет компетенции «Дошкольное воспитание». А вот на европейском есть. Он пройдет в мае следующего года в Финляндии. Так что у меня еще есть время подготовиться основательно.

Вениамин Петров - «Облицовка плиткой»:

- Мне 19 лет, я из Чистополя, учусь в Казанском строительном колледже на техника-строителя. Профессия мне досталась «по наследству» - у меня папа строитель. Но моя мечта - быть архитектором, поэтому планирую получать высшее образование. Я люблю рисовать и проектировать дома, это меня вдохновляет. Про чемпионат я узнал от преподавателей колледжа и решил попробовать себя, но не думал, что выиграю региональные соревнования и даже финал. Задание было сложное, но я справился. Наверное, в большей степени потому, что много тренировался под руководством моего мастера Ларисы Юсуповой. Перед поездкой в Бразилию мне предстоит пройти сборы в Германии и Финляндии. Мы будем привыкать, учиться работать на оборудовании международного стандарта, и только тогда будет известно, насколько я буду готов к международному чемпионату. Так что летние каникулы, наверное, отменяются, ведь мне столько работы предстоит.

Равиль Загртдинов - «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»:

- Мне 19 лет, я из города Набережные Челны, учусь в Техническом колледже им. В. Д. Поташева по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Я сам лично выбрал эту профессию, учел свои умения, свой потенциал и свои возможности в данной профессии. А на чемпионат профмастерства меня пригласил мой эксперт Ринас Султанов, за что я ему очень благодарен. Он меня и готовил, обучал всем тонкостям работы. Я был готов к тому, что будут сильные конкуренты, сложные задания. Так оно и вышло. Борьба шла не за баллы, а за десятые и сотые доли баллов! Мне удалось набрать больше, поэтому я и выиграл. Мои родные были очень счастливы за меня. Наверное, даже больше, чем я сам. Если попаду в сборную России, придется еще больше стажироваться, учиться, читать и работать.

Наша справка

По данным министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана, доля выпускников 9-х классов в общем объеме поступающих в техникумы и колледжи выросла в целом по стране с 50,4% в 2012 году до 53,6% в 2014-м. Особенно это заметно в регионах, где проводятся соревнования. Так, например, после национального чемпионата в 2014 году в Татарстане число желающих поступить в техникумы республики резко выросло на 10%. И около 51% татарстанских выпускников 9 класса туда поступили. А быстро растущая экономика Татарстана нуждается в рабочих кадрах. По расчетам экспертов, только в ближайшие два года республики потребуется около 100 тысяч специалистов почти по 500 профессиям и специальностям. Из них 35% - рабочие кадры. Помимо очевидного вклада WorldSkills в популяризацию рабочих профессий, движение стало самой быстрой и эффективной системой распространения международных профессиональных стандартов по всей России.

Подготовлено при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.