Как томатам с отечественных огородов и картофелю с родных полей попасть на прилавки крупнейших торговых сетей? Повысить качество продуктов и в честной борьбе выиграть конкуренцию у заморского производителя, уверены сельхозпроизводители.

 

В Татарском институте переподготовки кадров агробизнеса прошла научная конференция по одной из самых обсуждаемых тем последнего года - импортозамещение. Термин этот «ушел в массы» в августе 2014 с введением продовольственного эмбарго, и по количеству упоминаний, как из уст политиков, так и рядовых граждан, прочно занял место предыдущего лидера - слова «инновации».

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Уже осенью народ лицезрел, как искусственно взлетели цены на гречку, которой в стране даже больше, чем надо. Зимой двукратно прибавила в стоимости рыба, недостатка в которой Россия вроде бы тоже не испытывала. Магазины тем временем во всем винили поставщиков, которые взвинтили цены. Поставщики - производителей. А те, понимая, что по всем раскладам остаются крайними, стали говорить, что торговые сети их на рынок не пускают.

И самое интересное и парадоксальное - в какой-то степени каждый оказался прав. Производителей действительно на прилавки крупнейших сетей магазинов пускать стали куда менее охотно, чем до эмбарго. Например, Ильшат Ганиев, гендиректор сверхсовременного тепличного комбината «Майский», скурпулезно объяснял – «торговые сети ужесточили правила приема овощей». В обновленных инструкциях оказались пункты, по которым температура огурца или помидора, когда его привозят на склад, не должна отклоняться от нормы больше, чем на 1-2 градуса. Соответствовать букве магазинного закона, мягко говоря, стало затруднительно.

Но и сами производители цены на товар временами повышали без видимых на то причин.

Найти общий знаменатель, примирить стороны и сделать так, чтобы хорошо стало всем, и сразу, собралась научная элита страны в столице Татарстана. Примечательно, что к российским специалистам в области сельского хозяйства присоединились коллеги из Казахстана и Беларуси. Западные санкции на эти страны не распространялись, и, вероятно, их представители присутствовали на конференции по двум причинам - для опыта и на всякий случай. А вот у первого заместителя министра сельского хозяйства Татарстана Николая Титова, который заменял Марата Ахметова, вылетевшего в Москву на совещание к ныне главному аграрию страны Александру Ткачеву, мнение по этому поводу было иным.

- В вопросе импортозамещения, мы звенья одной цепи, - обратился он как к научным работникам из зарубежья, так и к коллегами из Москвы, Марий-Эл, Нижнего Новгорода, Краснодара и других регионов страны.

«Наши затраты на импорт продовольственных товаров колоссальные - более 2 триллионов рублей»

Татарстан на конференции представлял Тахир Хадеев. Сейчас он возглавляет в Госсовете республики комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике, а до этого 9 лет занимал пост директора ТатНИИ сельского хозяйства. Отрасль он знает, как говорится, не понаслышке, а его научные труды на тему селекции семян уже давно снискали высочайшие оценки ведущих специалистов. Вот с этой, можно сказать, родной темы он и начал.

Из 264 тысяч 191 тонн высеянных семян яровых культур все - отечественной селекции, - показал он на слайд. - Из кукурузы наших семян 98%.

Эти данные Хадеев привел в самом начале не случайно. «Вот как нужно работать» - основная мысль, вложенная им. Ведь в остальных сферах отрасли все пока не так радужно.

- Согласно статистическим данным, за последние годы в Россию было завезено продовольственных товаров на сумму более 40 млрд долларов. Если пересчитать по нынешнему курсу доллара - 50 рублей - наши затраты на импорт продовольственных товаров колоссальные - более 2 триллионов рублей, - привел цифры председатель комитета Госсовета.

«Для импортозамещения сложились идеальные условия»

Цифры, приведенные заслуженным работником сельского хозяйства Татарстана Тахиром Хадеевым, лишь один из немногих поводов о том, чтобы задуматься, как же все-таки и импорт вытеснить, и законы не нарушить, и совесть оставить чистой. По словам специалиста, для этого в России сложились условия, близкие к идеальным. «Если не сейчас, то никогда», - читалось между строк.

- Ведь что способствует переходу на собственный товар? Неблагоприятная международная обстановка - вот как санкции. Рост курса доллара, что приводит к росту цен на продукты, - привел пару примеров председатель аграрного комитета, добавив, что есть и вечные ценности - ориентация на внутреннее потребление с целью роста ВВП и создание новых рабочих мест.

Идеальные условия - это, конечно, хорошо. Но и к себе ряд требований нужно применить. Например, себестоимость и цены на продукты питания не должны быть ниже мировых. И, безусловно, качество товара должно быть таким, чтобы население при прочих равных, выбирало именно собственные продукты.

«Мы должны формировать товарную массу, которая соответствует сегодняшним требованиям»

- В России при министерстве сельского хозяйства активно работают различные союзы, некоммерческие предприятия, ассоциации. Их более 70.  По каждому направлению они отстаивают собственные интересы. И нам необходимо, чтобы этот сложившийся институт работал активнее - нужны законодательные акты, постановления. Свои интересы необходимо лоббировать. Этого никто не запрещает, - сказал уже после своего выступления Тахир Хадеев.

Но законодательная часть - лишь верхушка айсберга. Конкуренцию выигрывает сильнейший. Продовольственное эмбарго рано или поздно «падет», европейское и американское мясо, томаты, огурцы и травы хлынут на прилавки. И тут уже на одних законодательных поправках, которые позволят едва ли не любому фермерскому хозяйству быть представленным в любой торговой сети, не выехать. Все это - искусственные факторы, которые будут растоптаны рынком. Основываться нужно на вечном - на качестве продукта.

Мы должны формировать товарную массу, которая соответствует сегодняшним требованиям. Пока мы не изменим свое мышление, нас туда [на прилавки] не пропустят. И этот процесс пошел. Идет работа. Мы меняем свои подходы. И я считаю, что в последнее время есть определенные увеличения наших товаров, - объясняет Хадеев.

Тем более, что примеры успешной борьбы с западными производителями есть. И один из самых ярких - как раз в Татарстане. Все тот же комбинат «Майский» из Зеленодольского района, имеет огромную базу постоянных покупателей. Тех людей, что смогли оценить на вкус продукты местного производителя, сравнить с европейскими аналогами и сделать выбор в пользу качественного товара мирового уровня, который выращивают в 60 километрах от Казани.

- Так что не жаловаться надо, а качество повышать, - говорят фермеры.