Второй, объявленный в этом году, электронный аукцион по продаже прав на размещение в столице Татарстана сезонных кафе объявлен несостоявшимся из-за отсутствия спроса на лоты.

 

Вести летний «кафешный» бизнес цивилизовано казанские власти стали требовать с прошлого года. Предпринимателям, желающим открывать точки общепита, были предложены новые правила игры: права на размещения кафешек теперь разыгрываются на открытом аукционе, а конструкция и внешний вид павильонов должны соответствовать утвержденным типовым проектам, специально разработанным в Управлении архитектуры и градостроительства.

По расчетам мэрии, благодаря такой схеме, городская казна будет получать каждое лето дополнительно несколько миллионов рублей, а посетители кафе - цивилизованный сервис на свежем воздухе. 

Ведь раньше для открытия летнего кафе предпринимателям достаточно было просто выбрать какой-нибудь «пятачок» в бойком месте, пройти процедуру согласования разрешительных органов и разбить на облюбованном месте хоть какую-нибудь палатку. По окончанию сезона палатка сворачивалась до следующего лета. Теперь же «пятачок» выбирает муниципалитет, а предпринимателю нужно потратиться не только на возведение «типовой» конструкции, но и на благоустройство, озеленение и содержание прилегающей территории, а также размещение урн и туалетов. К тому же в таких кафе раньше было запрещено разливать алкогольные напитки, в том числе пиво, а значит, на слишком большую выручку владельцам кафе рассчитывать не приходилось. При этом средняя начальная цена за лот предлагалась в районе 160 тысяч за сезон. Не удивительно, что особого ажиотажа среди представителей бизнеса новые правила игры с муниципалитетом не вызвали: в прошлом году заявок на аукционы практически не было, и те, участки, которые городским властям все же удалось реализовать, ушли по стартовой, минимальной, цене - на безальтернативной основе.  

Но с 1 мая нынешнего года в «полусухой» закон Татарстан были внесены поправки, которые разрешили летним «кафешкам» продавать пиво в разлив. Новый закон сразу окрестили «антикризисным», поскольку, по мнению законодателей, он делаетсезонный бизнес более привлекательным. 

Однако первый же в этом году электронный аукцион по продаже прав на размещение сезонных нестационарных кафе, назначенный КЗИО на 27 апреля, был признан несостоявшимся, потому что на 34 лота было подано только 13 заявок. Несмотря на то, что стартовые цены были ниже, чем даже в прошлом году: на пять месяцев - от 60 до 100 тысяч рублей, на 15 месяцев - около 500 тысяч. Разве что за пиццерию возле Парка Тысячелетия запрашивалось около 1,5 миллионов за три сезона сразу. 

Но в итоге даже кафешки в самых бойких местах города ушли по минимальной цене, в том числе та самая пиццерия. Кроме того, нашли своих владельцев пляжные точки общепита: три «рыбных» места на Нижнезареченской дамбе и одно - на озере Изумрудном. А кафе-шашлычная возле бывшего пляжа «Издательство», недалеко от памятника воинам-афганцам, обошлась хозяину всего в 391 тысячу рублей за 15 месяцев.  

Следующий электронный аукцион по продаже прав на размещение сезонных нестационарных кафе должен был состояться 21 мая. На этот раз было предложено 27 лотов. Причем, все в «спальных» районах: 3 - в Авиастроительном, 6 - в Ново-Савиновском, 2 - в Приволжском, 1 - в Кировском, 3 - в Московском и 12 - в Советском. Однако и он был признан несостоявшимся из-за «низкой явки»: было подано всего 4 заявки. В результате, за 4 месяца работы кафе возле озера на улице Чуйкова, городская казна получила чуть больше 72 тысяч рублей. Примерно столько же муниципальный бюджет заработал на точках общепита в районе бывшего оптового рынка на Адоратского и в доме № 56 по улице Гаврилова. И чуть поменьше - около 69 тысяч - за сезонное кафе по адресу улица  Родина, 20б.  

Правда, на официальном сайте КЗИО окончательные результаты сделок еще не опубликованы. Но по закону, все, кому повезло заполучить право открывать летние кафе в Казани, должны в течение 15 дней предъявить ревизионно-проверочной комиссии готовый павильон, как на картинке, прилагаемой к аукционной документации, который бы соответствовал всем СанПиНам. А комиссия в течение 5 дней будет решать, годится такое кафе городу или нет. 


Мнение 

Мария Горшунова, владелица сети кафе «Сытый папа» 

- Из аукционной документации следует два факта, которые, безусловно, и однозначно, отталкивают бизнес от размещения сезонных нестационарных кафе на объявленных условиях.  Во-первых, право размещения дается всего на 4 месяца. При этом объект должен соответствовать типовым проектам, которые совсем не дешевы, да и стартовая цена на участки не маленькая. А если учесть тот факт, что на календаре конец мая, а объект надо построить и подключить к коммуникациям, то от четырех месяцев останется два с половиной, а, следовательно, отбить вложения будет практически нереально. Если б аукционный срок был 3 года, интерес у бизнеса, возможно, появился бы. И второе. Несмотря на поправки в «полусухой закон», в аукционной документации есть ссылка на закон РТ, в котором запрещается торговля пивом и алкоголем в нестационарных объектах. Роспотребнадзор и СанПиНы ограничивают ассортиментный перечень продукции, которую можно реализовывать в летних кафе, не рискуя нарваться на штрафы. Установка мангалов на территории города тоже запрещена в прошлом году. А собственно за счет чего получать доходы таким точкам? Они, естественно, становятся неинтересны бизнесу.