Казалось бы, правила перевозки детей в автомобиле работают уже давно, но их окончательная формулировка до сих пор вызывает разногласия у экспертов.

 

Полемика по поводу того, как и в чем нужно перевозить детей в машине, не утихает. Последнее тому доказательство - открытое письмо Российского Красного Креста министру внутренних дел России. Действующая формулировка одного из пунктов Правил дорожного движения включает в себя такие понятия, как «детские удерживающие устройства и иные средства», которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. В результате именно от использования таких «иных» удерживающих устройств количество детских жертв при ДТП не сокращается. 

«В России в 2014 году 551 ребенок-пассажир погиб в ДТП, это на 11% больше, чем в 2013-м. Более 10 тысяч детей получили травмы», - приводят данные статистики в открытом письме представители Российского Красного Креста.

По данным отдела пропаганды ГИБДД по Татарстану, в прошлом году в республике в авариях погибли 14 детей и были ранены более 600.

Количество ДТП, когда ребенок был вообще без детского удерживающего устройства, в прошлом году перевалило за 70: в авариях, когда родители не позаботились о безопасности маленького пассажира, погибли шесть малышей и более 70 получили травмы. 

- За четыре месяца этого года произошло уже 10 аварий, когда детей перевозили с нарушением правил. Один ребенок погиб, травмы получили девять детей, - говорят в УГИБДД по РТ. 

Формулировка в правилах про «иные устройства» дает право ставить для детей в машине адаптеры и корректоры, которые фактически не являются удерживающими устройствами, не защищают ребенка от последствий аварии, а нередко только усугубляют тяжесть столкновения для маленького пассажира. Представители Российского Красного Креста предлагают внести детские удерживающие устройства в перечень продукции, которую стоит обязательно сертифицировать. И они уже нашли поддержку родителей, об этом говорят социологические исследования, проведенные ВЦИОМ в феврале этого года. 

- 73% родителей, детям которых еще нет 12 лет, уверены, что наиболее важное при выборе автокресла для ребенка - это наличие сертификата качества. А уже 93% мам и пап, которые участвовали в опросе, убеждены, что автокресла для детей в обязательном порядке должны проходить сертификацию, - приводит в качестве примера ВЦИОМ. 

Сейчас, несмотря на действующий закон, рынок нередко предлагает некачественные, а значит, небезопасные устройства, которые в нужный момент просто не смогут защитить ребенка. Проверки центра испытаний таких приспособлений, проводившиеся в 2012 - 2014 годах, показали, что 75 - 80% подобных устройств не отвечали требованиям технического регламента, а главное, их защитные свойства не соответствовали заявленным характеристикам. Татарстанское ГИБДД тоже подготовило свои предложения в профильный комитет Госдумы России, чтобы больше конкретизировать такое понятие, как «детское удерживающее устройство». Разногласия из-за того, что можно использовать для перевозки детей, возникли во многом из-за некачественного перевода технических терминов. 

- В мировой практике существуют единые предписания по использованию детских автомобильных кресел, в США, например, есть собственный федеральный стандарт безопасности. Но в обоих документах речь идет только о детских сиденьях либо о переносных люльках для новорожденных. Использование адаптеров запрещено, - поясняют в отделе пропаганды ГИБДД по РТ. 

В России все требования к детским удерживающим устройствам прописаны в техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств». И согласно нему становится возможным применение так называемых адаптеров и бустеров. Из-за формального перевода этих иностранных понятий и возникает путаница: если в английском оригинале бустер - это детское сиденье безопасности, то в российском техническом регламенте - это устройство, которое позволяет «увеличить» рост и полноту ребенка, чтобы уже можно было использовать обычный ремень. В результате стали появляться дешевые и небезопасные изделия, которые формально отвечают всем требованиям технического регламента. 

- Заключения экспертов одного из исследовательских центров подтвердили, что к детским удерживающим устройствам можно относить только детские кресла либо сиденья безопасности с высокой спинкой или без нее, с собственными ремнями или же без них, - пояснили в отделе пропаганды ГИБДД по РТ. 

Кстати, прецеденты, когда производителей подобных изделий удалось привлечь к административной ответственности, уже есть, например, такое решение вынес Арбитражный суд Курской области в отношении одного из индивидуальных предпринимателей.


«ЗА» и «ПРОТИВ» 

Антон Сидоркин, автомобилист с пятилетним стажем: 

- Своих детей пока нет, а когда перевожу дочек и сыновей друзей, то креслами не пользуюсь. Стоит оно недешево, а поездка нам с маленькими пассажирами предстоит недалекая. Спрашивается, нужно ли вообще его покупать. Езжу я аккуратно, никогда не гоняю, так что все риски аварий сведены к минимуму. За детей, которых иногда перевожу, спокоен не только я, но и их родители. 

Владимир Яушев, таксист: 

- И как отец двоих детей, и как профессиональный водитель пользуюсь креслами для перевозки в обязательном порядке, как же иначе? Знаю по опыту своих близких, что лучше заплатить один раз за безопасность и купить удерживающее устройство, чем потом всю жизнь расплачиваться за покалеченное здоровье. Для меня никаких вариантов здесь быть не может.


На заметку

На что обратить внимание при покупке автокресла для ребенка?

Советами при выборе поделился директор компании «Автокресла - Казань» Евгений Сабуров:

1) Покупайте продукцию только в специализированных магазинах.

2) На кресле должна быть наклейка с надписью, подтверждающей соответствие ЕЭК ООН № 44 (ЕСЕ 44), а также указанием возрастной группы кресла, кода производителя.

3) Высокая или низкая стоимость изделия не показатель его качества, так как существует большой разброс по ценам.

4) Каркас обязательно должен быть выполнен из пластика, а не из пенопласта, например, или других материалов. 

5) Желательно, чтобы изделие прошло испытание на краш-тесте, это значит, что кресло протестировали в реальных условиях. Узнать это можно по документам на продукцию, у продавца или в специальном талоне на изделие. Но кресла, которые не проходили краш-тест, также могут использоваться для безопасной перевозки детей.