Казань вошла в список самых популярных мест для летнего отдыха. Что увезут на память о визите в столицу Татарстана наши гости и действительно ли это «частица города», выяснял портал sntat.ru.

 

Даже середина рабочего дня совсем не «мертвое время» для продавцов сувениров, по крайней мере в Кремле. 

- Подходите, выбирайте, цены доступные, а товар только наш, местный, - уверяет меня женщина, в торговой палатке у которой чего только не продается. 

Хоть цены и разные, но во всех сувенирных точках на территории кремля примерно на одном уровне. Большие кружки в пределах 250 рублей, магнитики - от 20 до 150. Большие расписные тарелки примерно за 600 рублей, тюбетейки за 800. Национальная обувь - 1500 рублей и выше, стоимость куклы в народном костюме начинается от 2000 рублей. А уж всевозможных платков, брелоков, бусиков, браслетиков и футболок не перечислить. И в каждой сувенирной лавке меня уверили, что продукция только местная, ничего привозного. Здесь есть даже отдельные лавки от палаты сувениров, где гарантированно ручная работа, все вещи оригинальные, двух похожих не найти. 

- Все наши сувениры только местные, правда, посуда из Узбекистана, но все куклы, да и любые другие сувениры, исключительно от наших мастеров, - убеждали меня и в одном из специализированных магазинчиков на улице Баумана. 

Выходит, местным производителям несложно найти дорогу к своему собственному покупателю? 

Мастер по кожаной мозаике Айрат Султанов занимается этим ремеслом почти 20 лет. Работает не один, есть небольшое предприятие, на котором трудятся около десяти человек. Делают чувяки - вариант национальной обуви, ичиги, тапочки. Всё изготавливается только вручную. Айрат Султанов говорит, что в этом направлении представлены только наши мастера, так что никакой китайской подделки здесь быть не может. Да и с заказами, как оказалось, нет никаких проблем, покупательский интерес есть постоянно. 

- Мы даже делать все заказы не успеваем, отбоя от покупателей нет. Бывает, что им приходится ждать по два месяца, чтобы получить свое изделие, - рассказывает мастер. - Если хотят у нас развивать эту отрасль, то гранты и финансовая поддержка, конечно, нужны. Раньше, например, были гранты на оборудование, потому что оно особенно дорогое. Но в принципе острой нехватки в деньгах мы не испытываем. 

А еще, говорит мастер, непросто получить нужный материал, ведь наши заводы выпускают большие партии кожи, сложно приобрести нужный объем, а импортная продукция довольно дорогая, что в конечном итоге отразится и на стоимости татарских национальных сапожек. Но в остальном никаких затруднений для работы Айрат Султанов назвать не смог. Но, возможно, это просто отрасль такая, успешная для предпринимателя? 

Наших, местных производителей действительно на рынке больше, чем любых китайских. И все же пока их доля не так уж и мала. 

- В магазинах, расположенных на центральных улицах, например на той же Баумана, расклад по ассортименту примерно следующий: 60% - изделия наших, татарстанских мастеров, 20% привезены из-за пределов республики, то есть традиционные российские промыслы, например хохлома, гжель, берестяные поделки. А вот 20% - это скопированные образцы, которые, может, внешне и похожи на народные оригиналы, но на самом деле привезены чаще всего из Китая, - рассказал генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ, председатель правления Палаты ремесел Нури Мустафаев. 

Показатель в 20% привозных сувениров он называет очень большим. Конечно, наиболее очевидная причина - это стоимость. 

- Возьмем самое простое изделие. Если оно выполнено вручную, то цена будет на уровне 250 рублей, а готовые раскрашенные на местах образцы стоят всего 100 рублей, - поясняет Нури Мустафаев. 

На цену влияет и высокая аренда, и зарплата сотрудникам. Есть и другие причины, почему пятая часть сувенирного рынка привезена из Китая. 

- Законодательство несовершенно, к тому же технологии не всегда отвечают сегодняшнему дню. Рентабельность магазинов на низком уровне, приходится выбирать, что подешевле для покупателя, - объясняет гендиректор Центра развития народных промыслов Татарстана. 

Часто бывает так, что в Москве закупаются заготовки, например, для резьбы по дереву, керамических или глиняных работ. А уже потом они расписываются нашими мастерами. Это тоже позволяет снизить стоимость изделия, но в результате такой сувенир уже нельзя назвать аутентичным продуктом. 

- У нашей вручную выполненной продукции хорошие потребительские свойства, она яркая. Мы добились, чтобы как минимум в кремле она была представлена точно. Каждый месяц ездим на выставки в разные города, так о нас узнают все больше. Способы реализации примерно одинаковые, нужно постоянно рассказывать о своей продукции и предлагать ее, - поясняет Нури Мустафаев. - Татарстан фактически единственный регион, где все народные промыслы дорогие. Если в других регионах это могут быть деревянные поделки или простая роспись, то татары всегда славились дорогой и трудоемкой вышивкой серебром или золотом по бархату, серебряными украшениями, подвесками, кожаными изделиями, выполненными из нескольких типов материи. Все это гораздо более затратно, чем любые другие привычные направления художественных промыслов. Но это хороший бизнес, его нужно освоить, в противном случае наши национальные промыслы рискуют потерять свое лицо, как это уже произошло во многих европейских странах, где уже вся сувенирная продукция сплошь из Китая. 

По мнению Нури Мустафаева, дополнительное финансирование мастерам народного промысла не нужно. Существует проблема со сбытом, которую и нужно решать - например, освободить от налогов ремесленников.

Высокая стоимость аренды площадей неизменно сказывается и на стоимости. Чтобы ее окупить, продавцы бывают вынуждены закупать дешевые сувенирчики. Кроме того, следует дополнительно расширять рынок, проводить больше ярмарок выходного дня. Обучение мастеров, которые в дальнейшем могли бы без большого труда реализовывать продукцию, не менее важная тема. Например, есть некоторые направления, по которым работают всего три-четыре мастера в возрасте. Если молодежь не появится, то можем просто остаться без некоторых народных промыслов. Всего же в Палате ремесел сейчас трудятся более 400 мастеров по самым разным направлениям. 

Кстати, проект «Наследие Татарстана», который предложил единую визуальную линию, бренд - всадника на коне с луком, по которому республику будут без труда узнавать за ее пределами, также работает и в сувенирной отрасли. Возможно, появится единая упаковка для такой продукции.