Зеленодольск может стать первым городом в Татарстане, который получит федеральные деньги из Фонда развития моногородов.

 

Лидер Татарстана Рустам Минниханов встретился с гендиректором некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» Дмитрием Скривановым. Рустам Минниханов отметил, что нынешний год стал непростым для экономики республики. Особенно новые экономические условия повлияли на градообразующие предприятия. И без серьезной поддержки со стороны федерального центра изменить ситуацию сложно. 

- Необходимо развивать новые направления, - отметил Президент Татарстана. - Сегодня в республике реализуются несколько проектов, призванные стабилизировать обстановку в моногородах. 


Наша справка: 

Моногород - это населенный пункт, экономическая деятельность в котором тесно связана с единственным предприятием (или группой тесно интегрированных между собой предприятий), которое называют градообразующим. В сентябре прошлого года глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил о создании Фонда развития моногородов. В его задачи входит поддержка на условиях софинансирования развития транспортной и коммунальной инфраструктуры моногородов, а также привлечение инвестиций. 

Общее количество моногородов в России: 319

Бюджет фонда: 29,6 млрд. рублей

Сроки действия программы: 2014 - 2017 гг. 

Моногорода разделяются на категории:

Первая - с наиболее сложным социально-экономическим положением - 94

Вторая - с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения - 154

Третья - со стабильной социально-экономической ситуацией - 71 


Есть моногорода и на территории Татарстана. Зеленодольск и Набережные Челны относятся к первой категории. Во вторую попали Елабуга, Менделеевск, Чистополь и Камские Поляны, а в третью записали Нижнекамск. 

В нынешнем году кандидатами на получение поддержки фонда стали Набережные Челны и Зеленодольск. В Автограде вся экономика держится на КАМАЗе, а в Зеленодольске два градообразующих предприятия: «Завод им. Серго» (Pozis) и судостроительный завод им. Горького. Но рабочие кадры из Зеленодольска практически все «утекают» в Казань, где зарплаты значительно выше. 

Комплексный план развития моногорода Зеленодольска на 2011-2015 годы был разработан и утвержден Кабмином Татарстана еще в 2010 году. Но по объективным причинам не все его пункты удалось выполнить.

И в 2012-м Зеленодольск стал претендентом на получение федеральных средств в рамках программы развития моногородов. А 8 апреля нынешнего года стало известно, что решение о выделении субсидии уже принято, поскольку город предложил реальный проект и направления, с помощью которых будет «слезать с иглы» монопроизводства. 

- В качестве модели модернизации предлагается создание организованной промышленно-логистической зоны - технополиса «Новая Тура», - рассказал глава Зеленодольского района Александр Тыгин, который тоже присутствовал на мероприятии. - Главной целью проекта является экономическая диверсификация нашего города, уход от избыточной бюджетной и социальной зависимости от градообразующих предприятий. 

Он сообщил, что в рамках реализации проекта планируется строительство объектов Межрегионального агропромышленного распределительного центра Агрополис «Новая Тура» (МАРЦ), который будет включать в себя центры оптовой торговли, зоны специализированного хранения, распределительные центры, комплекс по доработке сельхозпродукции и пищевые производства.

- Сметная стоимость объекта составляет 656,37 млн. рублей, - сказал Александр Тыгин. - При этом 32,8 млн. рублей планируется выделить из республиканской казны. 

Не теряют надежды на поддержку фонда и Набережные Челны. По словам замруководителя горисполкома Наталии Кропоткиной, за три месяца нынешнего года российский рынок грузовых автомобилей снизился на 48%. Для стабилизации ситуации были подготовлены шесть инвестиционных проектов диверсификации экономики города. Крупнейший из них - Камский индустриальный парк «Мастер». Также в список попали промышленный парк «Развитие», индустриальный парк «Челны», металлургический завод «ТЭМПО» по выпуску арматуры строительного назначения, предприятие по производству синтетического сапфира для оптоэлектроники и технополис по производству и комплексной переработке птицеводческой продукции «Чулман». 

- Реализация этих проектов на общую сумму 28,9 млрд. рублей при государственной поддержке в размере 3,5 млрд. рублей позволит создать более 8 тысяч рабочих мест, - добавила Наталия Кропоткина. 

Дмитрий Скриванов заверил, что проекты развития Зеленодольска и Набережных Челнов являются по-своему уникальными и что Фонд развития моногородов заинтересован в их реализации. Потому-то было подписано генеральное соглашение о совместной реализации комплексного проекта.Но пока ни точную сумму субсидии, которая будет выделена Зеленодольску в рамках подписанного договора, ни сроков он не стал называть. 

 - Очень многое зависит от региональных и муниципальных властей, - заметил он. - Потому что фонд делает не вместо, а делает вместе с региональными и муниципальными властями. Если документы, соответствующие бизнес-планы, разрешения будут готовы, то фонд готов в ближайшее время принять на себя определенные обязательства. 

По его словам, вопрос о финансировании проекта развития Зеленодольска должен быть рассмотрен в течение 20 - 25 дней. 


Мнение эксперта

Михаил Панасюк, профессор Института управления, экономики и финансов КФУ:

- Безусловно, Рустам Минниханов прав - моногородам нужно искать новые точки опоры для развития, а сделать это в масштабах одного только муниципалитета или даже региона практически невозможно. Ведь структура хозяйства в них сложилась еще в Советском Союзе и была обусловлена территориальным разделением труда. А в период изменения социально-экономической системы произошел разрыв хозяйственных связей, отказ от плановой экономики, уменьшение доли ВПК в объеме производств, и все это в свою очередь привело к тому, что моногорода оказались в сложной ситуации. Я считаю, что сейчас, в условиях нестабильной экономической ситуации, мы должны делать ставку не на крупные промышленные предприятия, требующие довольно больших объемов инвестиций, которые не скоро окупятся, а на малый и средний бизнес, потому что это производство более гибкое и легче приспосабливается к потребностям рынка. Что же касается конкретно Зеленодольского района, то там как раз уникальные условия для развития логистики и построения крупных логистических центров. Там пересекаются и железнодорожные, и автомобильные магистрали, и Волга - речная артерия, которая позволяет возить грузы от Ирана и до Норвегии. Так что даже в условиях санкций это верное направление. Просто нужно ориентироваться на внутренний рынок и на частно-государственное партнерство, настойчиво искать новые ниши, диверсифицировать структуру экономики моногородов, главным образом за счет предпринимательской инициативы.