Наболевшие вопросы корреспондент sntat.ru задала исполнительному директору Центра информационных технологий Татарстана Татьяне Камалетдиновой, которая занимается проектом.

 

Проект «Школьная карта» не так давно заработал в Нижнекамске и Набережных Челнах. Теперь он действует в трех татарстанских городах - прошлой весной его начали тестировать в Зеленодольске. Некоторые родители новшеству не обрадовались и жалуются на нововведение. Почему? На вопросы родителей отвечает Татьяна Камалетдинова.   

- Татьяна Сергеевна, родители недовольны, что их не спросили, хотят ли они пользоваться «Школьной картой». Что делать тем, кто напрочь отказывается от новинки? 

 - Научно-технический прогресс нас не спрашивает, хотим ли мы в нем участвовать, это касается и безналичных платежей. Давая такой инструмент детям, правительство полагает, что так они легче смогут приобщиться к финансовой культуре, кроме того, дети будут более защищены от потери средств, потому что отнять у ребенка деньги с карты сложнее, чем наличные средства. На карте есть и транспортное приложение - всё вкупе принесет ребенку пользу, а не вред. Поэтому об опросе населения речи и не стояло. Но если конкретный человек не хочет пользоваться картой, никто принуждать не будет. Всем родителям было объяснено: ребенок сможет питаться и без карты, так же как приходить без нее в школу, потому что в системе нет преград. 

- Есть жалобы на то, что в городах мало мест, где можно пополнить баланс, и то, что деньги доходят только через несколько дней. 

- В каждой школе установлен инфомат, через который можно пополнить счет. Если ребенок большой, он может сам положить средства, если маленький, то его провожают родители и мимо инфомата они не пройдут - он установлен у входа. Что касается того, что не сразу средства приходят, - это неправда. Деньги «закинули», и они тут же оказываются на карте. Если есть задержка, значит, что-то не в порядке. Надо звонить в техподдержку по круглосуточному телефону 5-114-115. Оператор попросит назвать ID карты, примет заявку, сообщит ее номер и далее передаст решение задачи специалистам. 

- На нашем сайте sntat.ru много комментариев, что карта платная. Сколько сейчас стоит для родителей обслуживание карт? 

- Для родителей всё бесплатно. Они не платят за обслуживание, и плату не планируется вводить. На карте нет неснижаемых остатков, мы просим родителей перечислять только сумму за недельное питание. Мы говорим, что на карте, чтобы ребенок питался, должно быть не менее 150 - 200 рублей - сумма зависит от того, сколько раз в день школьник ест. Об этой сумме идет речь. Если у него не будет денег на карте, он не сможет оплачивать питание, и будут ли его кормить в долг - решение столовой. 

- Если карту ребенок забыл, его покормят? 

- Если ребенок пришел без карты, учителю в системе достаточно поставить галочку, и ребенок будет накормлен. Конечно, возможно, в каких-то школах вопрос решается по-другому, но система или проект ни в коем случае не предполагает, что ребенок останется без карты голодным. Он может зайти в школу как с картой, так и без, может питаться и с картой, и без карты. Система всё это предусматривает. 

- Родители недовольны, что за СМС-оповещение о прибытии ребенка в школу нужно платить 60 рублей в месяц. 

- Если родители не хотят платить, они могут отказаться от СМС и получать бесплатные push-уведомления. Для этого в личном кабинете на портале госуслуг нужно поставить галочку, и, как только ребенок выйдет из школы или зайдет в нее, мгновенно на телефон будет приходить push-уведомления. Это бесплатно. 

- Говорят, что в Зеленодольске многие дети уже теряли карты, а восстановление дорогостоящее и занимает полтора месяца. 

- Пакет из двух карточек стоит 400 с лишним рублей. Но выдается две карты, поэтому сразу две карты не потеряются наверняка. Да, на восстановление понадобится время, но мы надеемся, что не полтора месяца. Чтобы заказать новую карту, ходить никуда не надо - в «Личном кабинете» родителям нужно выбрать строчку «Заказать новую карту». Уже второй год проект существует, и до сих пор за деньги мы не выдали ни одной карты. В Зеленодольске 10 процентов карт было заложено на случаи потерь, то есть какая-то часть детей могла потерять карту и вторую выдавали бесплатно. Третий раз никто не терял. Хочу сказать, пока мы механизм выдачи карт за деньги не сделали, но, скорее всего, средства будут списаны со счета родителей. То есть на портале он заказывает карту, его предупреждают, сколько это стоит, и с родительской карты снимаются деньги, а выдает карту учитель. Но стоить это будет не 400 рублей, а 200, потому что 400 рублей стоит комплект из двух карт. 

- Возникают вопросы по банку. Почему все карты принадлежат определенному банку и нельзя ли его заменить на другой? 

- Банк мы не выбирали, работы были выставлены на конкурс, который выиграло ОАО «Социальная карта». Они могли взять карту любого банка, но предпочтение отдали тому, с которым у них очень тесные связи. Чем хорош этот банк - он не берет на портале госуслуг никакие комиссии. Если другие банки тоже согласятся на такие условия, мы готовы присоединить любую банковскую систему - нам всё равно. Сейчас же, если у тебя карта одного банка, а обслуживаешься в другом, возникает внутренняя комиссия. С этой проблемой мы столкнулись в Зеленодольске. Учителя в столовой оплачивали обед зарплатными картами. Происходило следующее: у комбината питания, который пользуется терминалом оплаты, банк снимал комиссию, потому что это была чужая карта. Комиссию снимали не с карты, а именно с организации. А что делает организация, у которой берет банк? Она сразу же может повысить цены за питание. Поэтому невыгодно пользоваться разными картами. 

- Какие проблемы возникали во время отработки проекта в Зеленодольске? 

- Было очень много претензий изначально, что деньги списались, хотя ребенок не ел. Каждый такой случай мы разбираем, и деньги на карточку возвращаются - это мы гарантируем. Почему были технические ошибки? В системе четыре звена: система комбината питания, портал госуслуг, edu.tatar, процессинг банка. И нигде сбоев не должно быть. А что происходит в Набережных Челнах и Нижнекамске? У них часть школ питается самостоятельно, и нет единого оператора питания. Проблема большая в том, что люди не готовы к использованию информационных технологий на таком уровне. Мы неоднократно проводили обучение работников столовых и преподавателей и до конца мая будем его продолжать. Сейчас технические сбои встречаются все реже, но есть человеческий фактор. Чтобы снялись деньги со счета карты ребенка, нужно, чтобы ребенок автоматически отметился при приходе в школу, а в столовой завпроизводством и учитель поставили «галочку» - подтвердили, что ребенок поел. Но если один из них поставил галочку не тому, а другой этого не заметил, то деньги, естественно, снимутся с другого школьника. Правильное списание средств произойдет только в случае, если каждый участник процесса будет правильно выполнять свою работу.