Татарстанцев замучил телефонный спам. За прошлый год в УФАС по РТ поступило более 200 жалоб на назойливую SMS-рекламу. Сотовые абоненты требуют найти и обезвредить раздражителей. Только вот сделать это не так просто: в 2013-м за незаконную SMS-рассылку были  оштрафованы всего две компании - на 100 тысяч рублей каждая. И, судя по всему, спам непобедим: неуловимые отправители «эсэмэсок» переходят  на рассылку с иностранных телефонных номеров.


Вал жалоб на телефонный спам по динамике роста уже догоняет поток претензий в адрес ЖКХ, отмечают в антимонопольной службе.

- Правда, в 50% случаев выясняется, что заявитель в свое время сам дал разрешение некой компании на рассылку рекламы, просто забыл об этом, - говорит глава УФАС по РТ Александр Груничев. - В остальных случаях в поисках источника рассылки мы иной раз проходим цепочку из нескольких компаний, при этом заказчика рекламы так и не удается найти.

Как сообщили Интертат.ру в ведомстве, в 2013 году из 200 рассмотренных обращений жителей Татарстана административные дела возбуждены по 10. И только две компании наказаны за мобильный спам рублем: казанский филиал ОАО «Вымпелком» («Билайн») и ООО «Торглига» (Новосибирск).
 
- В июне 2012 года нам поступила жалоба от клиента «Билайн». Он был недоволен тем, что на сотовый телефон без его согласия приходили так называемые flash-смс. При этом они задерживались на дисплее на 1-3 минуты, - рассказала пресс-секретарь УФАС по РТ Резеда Мазитова. - Заявитель сообщил, что обращался к оператору связи с просьбой избавить его от спама. Но там ему ответили, что все дело в SIM-карте. Якобы после манипуляцией с ней, например, после переустановки в другой телефонный аппарат, автоматически активируется услуга «Хамелеон». В ходе разбирательства «Вымпелком» пояснил, что данная услуга является бесплатным приложением SIM-карты, которое позволяет получать на телефоны в режиме ожидания интерактивные информационные и развлекательные сообщения.

По логике оператора, абонент должен быть благодарен за то, что его бесплатно  развлекают рекламой типа «Гадание на успех у противоположного пола: повезет в любви? 18 руб.»,  «Мужчины любят дам в черном! Подписка на мужские SMS - 1,7 руб.», «Призовая викторина: эндорфины - это «гормоны…, 30 руб.», «Скачай шикарный реалтон «Любовь словами описать нельзя» 68 руб.», а он жалуется…
За нарушение закона «О рекламе» компанию оштрафовали на 100 тысяч рублей.

ООО «Торглига» пришлось заплатить такой же штраф за то, что, как установили антимонопольщики, в июле прошлого года компания отправляла жителю Татарстана SMS-рекламу о «распродажах летней коллекции обуви» с «горячими скидками до 70%...». Но владелец телефонного номера не давал согласия на получение таких сообщений.

Любопытно, что кроме абонентов, уставших от надоедливой рекламы,  антимонопольщикам жалуются на мобильных операторов компании и банки,  активно работающие с клиентами посредством SMS-уведомлений. Эту встречную волну недовольства вызвало то, что крупные операторы сотовой связи под предлогом борьбы со спамом повысили оптовые цены на рассылку  с 3  до 20 копеек за «эсэмэску» и заметно усложнили правила рассылки. В частности, операторы начали блокировать входящие SMS с коротких и буквенных номеров, если у источника рассылки  нет с ними договора.

- В конце ноября антимонопольная служба России начала проверку крупнейших операторов сотовой связи, - сообщила Интертат.ру сотрудница пресс-службы ФАС РФ Анна Орлова. - Их действия по ограничению спама должны соответствовать критерию разумности и соразмерности и не налагать необоснованных обременений на добросовестных отправителей SMS. Вместе с тем ФАС признает необходимость принятия мер по борьбе с массовой рассылкой информационных и рекламных SMS-сообщений, которая осуществляется без согласия получателей.

А пока одни компании отстаивают свои интересы в надзорном органе, другие переходят на SMS-рассылку с иностранных телефонных номеров. К примеру, корреспондент Интертат.ру  на днях получила с британского номера (с префиксом +44) рекламу установки евроокон в Казани.