В Казани объявили дату интернет-голосования, где пользователи сами выберут победителей.

 

- Эта ваза с цветами - тоже татарский шамаиль, - уверяют организаторы.

Самые интересные работы они продемонстрировали журналистам. Явно выбивающаяся из общего ряда религиозная картина просто выполнена в светском варианте. Но, если приглядеться, в многочисленных цветочных бутонах можно заметить каллиграфические знаки. Название соответствующее: 99 прекрасных имен Аллаха.  

Акция, которая началась, как республиканская, стала всероссийской, а сейчас вышла на международный уровень. Это еще раз доказывает, насколько велик интерес к художественному феномену мусульман по всему миру. Татарский шамаиль на этом фоне выделяется особо.

Мы первыми в истории издали Коран печатным способом и разработали уникальный шрифт «Казан басмасы», который разошелся по всему миру. И второе, мы выработали свою технику татарского шамаиля в виде живописи на стекле, подсвеченную фольгой. Он стал неотъемлемой частью нашего духовного наследия, самобытности нашего народа, такого больше нигде в мире не встречается, - рассказал о роли татарского народа в развитии мусульманской каллиграфии первый заместитель муфтия РТ Рустам Батров.

Татарский шамаиль отличают и такие детали, как национальный орнамент и мотивы, виды традиционных татарских мечетей или значимых сакральных мест, как Болгар. Но сегодня это уникальное искусство оказалось под угрозой исчезновения. Профессиональных работ своих мастеров не так много. Вместо них современные татары, не разобравшись, покупают домой китайские подделки или турецкий ширпотреб.

- Я, например, сам с удивлением обнаружил, что у нас нигде этому не учат. Ни в одном из художественных училищ. Мы специально обошли все учебные заведения. И вот хотя мы говорим о возрождении национальных традиций, но при этом никто не обучает этому ремеслу, - выразил обеспокоенность Рустам хазрат.

Так возникла идея устроить не просто конкурс, а целую акцию на тему «Шамаиль моей семьи». Она станет ежегодной, с ее помощью российских мусульман хотят сориентировать на отечественные традиции ислама и возродить традиции  национального художественного искусства.

У казанских татар оно получило наибольшее развитие в середине XIX начале XX веков. Впервые термин «татарский шамаиль» использовал Каюм Насыри. Картины, выполненные тушью или красками, на стекле, холсте или вышитые на полотне, вешали над дверьми, чтобы оберегали дом. Причем, раньше их называли по-разному: «йорт догасы» - домашняя молитва, «аят аль-Курси», «ляуха» - дощечка с надписью, «накыш» - рисунок или вышивка. И только в последние десятилетия они объединились под общим наименованием «татарский шамаиль». В советскую эпоху искусство практически не развивалось. Лишь в 70-е годы Баки Урманче стал своего рода «буревестником» возрождения национального духовного творчества татар. В 90-е годы на волне растущего самосознания татарстанцев интерес к шамаилям перешел в широкие массы.

Сегодня во многих татарских семьях хранят такие произведения искусства, доставшиеся от предков. Из поколения в поколение их передавали, как семейные реликвии. Одни были созданы профессиональными мастерами-художниками, другие - прабабушками или прадедушками, но от того не менее ценные. У кого-то дома хранятся уже более современные работы.

Всё это многообразие мусульманского искусства  продемонстрировали участники конкурса, приславшие более 300 работ со всей республики, из разных регионов России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Так, одни из самых юных авторов шамаилей - шестилетние австралийцы. Создатели некоторых старинных семейных реликвий татарстанцев 18-19 века вовсе не известны. 

- Сегодня шамаиль превратился в символ истории татарской письменности и духовного стержня. Что было для нас большой неожиданностью, что во многих семьях его сохранили, а ведь наверняка многие еще не решились прислать свои семейные реликвии, потому что очень трепетно к ним относятся, - подчеркнул значимость акции еще один организатор - директор галереи татарского шамаиля, арт-директор клуба татарского искусства  и культуры Рустам Шамсутов.

- Мы много говорим о шамаиле, а он везде разный. И цель акции была в том, чтобы показать разницу, где у нас печатный татарский шамаиль 19-20 веков, где современные ляуха - вышитые шамаили, есть также выполненные на коже или арабские, турецкие, иранские произведения. Собственно татарский шамаиль - он на стекле и очень отличается от каллиграфического, выполненного в искусстве академической строгости. Цель была показать эту разницу, чтобы наши современные татары понимали ее, - добавляет директор музея исламской культуры Казанского Кремля Наиля Гараева.

Акция «Шамаиль моей семьи», которую задумали в татарстанском ДУМ, направлена на то, чтобы самые достойные образцы татарских семейных реликвий увидело как можно больше людей.
Всероссийский конкурс стартовал в феврале. В шорт-лист жюри отобрало 126 работ, они будут представлены в конкурсе по 4 номинациям:

1. «Традиционный татарский шамаиль»
2. «Все виды каллиграфии»
3. «Шамаиль руками детей»
4. «Шамаиль, как семейная реликвия»

С 21 мая по 12 июня стартует интернет-голосование по трем лучшим работам, кому присудить победу определят сами пользователи. Другая задача акции - поддержать интерес к созданию шамаилей у татарстанцев. Для этого необязательно быть профессиональным каллиграфом. В рамках акции пройдут и мастер-классы, где всех желающих научат рисовать такие шамаили при помощи трафаретов.

Программа акции «Шамаиль моей семьи»: 

- 12 мая - мастер-класс «Татарский шамаиль», запись по телефону 5-678-152, Музей исламской культуры Музея-заповедника «Казанский Кремль»;

- 21 мая - телемарафон «Шамаиль моей семьи» и круглый стол «Искусство мусульманской каллиграфии в татарской культуре»;

- 1 июня - мастер-класс по созданию шамаиля, Музей исламской культуры Музея-заповедника «Казанский Кремль»;

- 1 июня - акция «Шамаиль руками детей», мечеть «Гаиля»;

- 4 июня - презентация сайта о татарских шамаилях и мусульманской каллиграфии к 5-летию Галереи татарского шамаиля в Музее исламской культуры Музея-заповедника «Казанский Кремль»;