Не в свои сани не садиться советуют татарские Кыш Бабай и Кар Кызы самозванцам из других регионов, которые пытаются присвоить их громкие имена и даже собираются открывать свои резиденции за пределами республики.

 

В том, что любой персонаж, даже самый мифический, может быть не только эфемерным порождением фантазии, но и чьим-то не дешевым коммерческим брендом, который приносит прибыть, убедились даже самые наивные журналисты. Председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов, директор компании «Трэвэл-Эндвок» Юлия Таланова и гендиректор агентства «Артпатент» Григорий Буслаев рассказали на пресс-конференции о нарушение авторских прав на товарный знак... «Кыш Бабая и Кар Кызы» со стороны юридических лиц из Свердловской области и Башкортостана.  

Все знают, что резиденция «Кыш Бабая и Кар Кызы» работает в селе Яна Кырлай Арского района с 2009 года, привлекая в республику потоки юных и не очень туристов.

По данным правообладателей этого товарного знака, ежегодно за два зимних месяца резиденция татарского «зимнего деда» принимает 5-6 тысяч туристов со всех концов страны и даже из ближнего зарубежья: из Свердловской и Московской областей, Башкортостана, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Самары, Тольятти и Казахстана. Татарскому «Зимнему Деду» пишут письма ото всюду и он отвечает. А нынешней зимой в гости к Кыш Бабаю приезжали и детишки из Крыма - из Алушты.

Но не все в курсе, что 4 марта 2013 года имена, образ и место обитание этих сказочных персонажей запатентовала аж до 24 октября 2021 года казанская фирма «Трэвэл-Эндвок» - в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Федеральной службы по интеллектуальной собственности. И с тех пор резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы стала коммерческим брендом. По словам Юлии Талановой, стоимость билета сюда, в среднем, составляет 1,6 тысяч рублей, а расходы на подарки детям, зарплату 25 сотрудникам и аренду помещения у музея Габдуллы Тукая за все шесть лет «потянули» на 7,5 миллионов рублей. Получается, что даже по самым скромным подсчетам, мифические Кыш Бабай и его внучка принесли своему «работодателю» вполне реальную прибыль в 49 миллионов рублей. Правда, на просьбу журналистов озвучить точную сумму, директор «Трэвэл-Эндвок» не откликнулась, сославшись на коммерческую тайну.

- Но на сегодняшний день уже второй регион пытается копировать наш проект, - возмутилась Юлия Таланова. - Идет клонирование проекта. Нами уже прослежена открытие уральской резиденции Кыш Бабая. Мы им написали письмо, и там вроде нас поняли. Кроме того, был звонок из Уфы, что и там планируется. На отчетной коллегии министерства культуры Башкортостана в марте нынешнего года было принято решение построить резиденцию с использованием идентичного названия. А мы ведь разработали не только образ, но и визуализацию. У нас Кыш Бабай - в зеленом праздничном костюме, а в резиденции он принимает в голубом костюме. А в Уральской резиденции Кыш Бабай - в красном - совсем другой. И нам очень жалко, если он неправильно представлен. Если уж они хотят это делать, то надо как-то с нами согласовывать, дружить с нами как-то.   

Отвечая на уточняющие вопросы журналистов, Юлия Таланова все же вынуждена была конкретизировать цену такой дружбы. По ее словам, это могла бы быть франшиза или какой-то единый взнос за использование бренда. Правда, она тут же призналась, что в России франшиза до сих пор использовалась только в качестве оплаты за что-то более материальное, автомобили, например, а за туристический бренд пока что никто не догадался собирать платежи.

- Важно понимать, что здесь все-таки исключительное право обладателю бренда запрещать использования, как тождественных обозначений, так и схожих, - уточнил Григорий Буслаев. -  Такая практика на сегодняшний день является достаточно частой. Есть примеры регистрации на ряд компаний товарного знака «Дед Мороз», «Снегурочка», «Шурале» и другие названия. И в этом нет ничего незаконного и несправедливого. Кто регистрирует название первым, тот впоследствии и является правообладателем этих проектов. 

- То есть, если, например, в детский сад на новогодний утренник придет не запатентованный Дед Мороз - не от фирмы - правообладателя, это нелегальный Дед Мороз, и его можно засудить? - поинтересовалась корреспондент sntat.ru. 

- Теоретически - да, - ответил гендиректор агентства «Артпатент». - Если правообладатель товарного знака «Дед Мороз» этого захочет.

Тем временем председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов вернулся к теме разговора:

-  Резиденция Кыш Бабая - она одна, - категорически заявил он. - Она может быть только в Татарстане, и ни в каком другом регионе.  И чтобы не было иллюзий у инициаторов из других регионов у любых предпринимателей! Невозможно на сегодняшний момент без согласия правообладателя открыть подобную резиденцию. Этот проект для нас принципиально важен, это наша принципиальная точка роста.

Иванов припомнил «другим» безуспешную попытку отсудить у Казани бренд «Третья столица» и пообещал такой же результат и в борьбе за «зимнего деда».

В общем, мы не отдадим нашего Кыш Бабая и Кар Кызы куда-то в другой регион, правильно? - задал он журналистам риторический вопрос и ту же на него сам ответил. - Это наш Кыш Бабай и наша Кар Кызы!

А Юлия Таланова подтвердила, что готова судиться с нарушителями авторского права, если те откажутся решать вопрос «мирным путем».