Жителям столицы Татарстана презентовали уникальный спектакль о единстве людей.

 

Режиссер и хореограф, народный артист СССР и России Владимир Васильев мечтал о постановке си-минорной Мессы Баха уже очень давно, но все никак не получалось: театры хотели, но никто не решался воплотить задумку балетмейстера в жизнь и вынести мессу на широкую публику, до этого его исполняли в основном в церквях. Именно в Казани мечте мастера суждено было сбыться. Директор ТАГТОиБ Рафуаль Мухаметзянов в 2011 году во время премьеры балета «Анюта» предложил Владимиру Викторовичу попробовать поставить мессу на нашей сцене. И вот на днях казанцам презентовали уникальный спектакль, который Васильев назвал  по последней части мессы Dona Nobis Pacem, что в переводе означает «Даруй нам мир!».

- Я ставил спектакль о себе. О своей жизни. Вот на сцене появляются юные он и она. Я сначала это придумал, а потом осознал, что это мы с Катей! Наша встреча. Наша любовь, внезапная разлука. Я ставил спектакль о себе, о своей жизни, но он получился, как мне кажется, о каждом из нас, - поделился Владимир Васильев. - Главная мысль мессы заключается в том, что мы едины, все мы - часть общего космического высшего разума. Человек рождается и живет, чтобы дать радость ближнему, - в этом его главное божественное назначение.

Однако к идее поставить такое высокое произведение здесь, в Казани, режиссер отнесся сначала скептически, так как для мессы Баха нужны профессиональные артисты, хор. Но все сомнения отпали после знакомства с главным хормейстером казанского оперного театра Любовью Дразниной и ее подопечными. К слову, хор к премьере начал готовиться за год, так как важно было передать все особенности исполнения того времени.

- Самая сложная задача стояла перед оперным хором, я считаю, потому что это хор, который уже наработал определенный звуковой стиль. Конечно, мы поем оперы Моцарта, но в основном мы работаем с другим вибрато, с другой подачей, с другой вокальной техникой, - рассказала Дразнина. - Это чрезвычайно понятная музыка для людей, которые хотят ее слушать, потому что она захватывает до такой степени, но только если этого захотеть. От этой музыки невозможно отойти, я сужу не только по себе, все мои артисты хора одержимы музыкой Баха. При жизни композитора эта месса ни разу не была исполнена, не потому что она не нашла своего слушателя, а потому что оно очень сложное для воспроизведения. Более того в наше время месса это тоже очень редко исполняемое сочинение, оно требует чрезвычайно много интеллектуальных усилий.

Жанр спектакля уникальный, в нем на равных действуют и оперные солисты, и танцоры балета, и симфонический оркестр под руководством Винсента де Корт из Голландии. Кстати, музыканты и дирижер находятся не в оркестровой яме, а прямо на сцене, являясь непосредственными участниками разворачивающихся событий, а для артистов балета специально были построены подмостки. Над постановкой работали и трое талантливых художников, которые превратили повествование в сказку, насыщенную визуальными  образами. Занавес открывается, и мы видим на прозрачном экране удивительное сплетение нот и портретов композиторов, за которым находится хор и оркестр. Удивительное по красоте и смыслу зрелище подарила художница Светлана Богатырь и дизайнер Даниил Герасименко, а объемные декорации с земным шаром - дело рук художника Виктора Герасименко.

В балетных партиях в спектакле задействованы солисты казанского театра, а исполнять оперные были приглашены артисты из других театров и стран: Эмилия Иванова из Болгарии, Агунда Кулаева из Большого театра, Алексей Татаринцев из Новой оперы.

Оба дня, которые шла постановка, казанцы принимали ее на «Ура!», криками «Браво!» и многочисленными букетами цветов.

- Это потрясающая вещь, необычная, на сцене представлено абсолютно все: чередование оркестра и голосов, плюс еще танец. За пультом великолепный дирижер, ему подобный есть еще маэстро Боэми. Шли на мастера, конечно. Ожидания того, что Васильев покажет что-то интересное, оправдались, помним еще его «Анюту». Казалось бы, он тяготеет к классическому балету, и надо же было придумать такой современный гибрид, а какая компьютерная графика, - с нескрываемым восторгом говорит преподаватель Высшей школы экономики Гузель Стрекалова.

- Мне постановка очень понравилась. Она хороша тем, что ничего не опошлено и даже любителю Баха не покажется, что композитора затмили или испортили другими вещами, которые происходят здесь на сцене. Конечно, ценителям Баха достаточно просто его музыки, но это такой композитор, которой сложно воспринимается людьми, а вот такое сопровождение помогает понять, о чем думал композитор, - рассказала студентка КФУ Ульяна Гусева.

- Мы поклонники Васильева, росли на нем, и жену его помним. Относимся к нему очень трепетно, к его творчеству. Любое искусство имеет право на существование, а к такому художнику как Васильев стоит прислушиваться. Значит, пришло время сделать постановку в таком виде, - поделилась жительница Казани Наталья Валиахметова, которая на спектакль пришла с 6-летней дочкой Самирой.

Уже сегодня декорации были разобраны, так как 18 апреля в 75 день рождения Владимира Васильева месса будет представлена на сцене Большого театра в Москве, где он провел большую часть своей творческой жизни. В следующем году спектаклем «Даруй нам мир» возможно, будет открывать Шаляпинский фестиваль, а Рауфаль Мухаметзянов так проникся творческим гением Васильева, что пригласил его поставить в театре балет «Ромео и Джульетта».