В рамках Российско-Индонезийского экономического форума, который прошел в Казани, стороны договорились о создании предприятия.

 

МИД традиционно выбирает Казань как площадку, на которой проводятся мероприятия по взаимодействию с другими странами. В четверг 9 апреля в столице Татарстана прошел Российско-Индонезийского экономический форум. 

Идея более тесного сотрудничества, казалось бы, совершенно непохожих друг на друга государств пришла на стыке веков и закреплена печатями в виде договоренностей в 1999 году. А уже в сентябре 2000 года прошло первое заседание совместной комиссии. За это время товарооборот между Россией и Индонезией достиг 2,5 млрд долларов и продолжает постоянно увеличиваться. Так что несколько десятков бизнесменов из Индонезии (точного количества, к сожалению, никто не назвал, но с обеих сторон было около 200 предпринимателей) потратили 18 часов на перелет из Джакарты в Казань не зря. В столицу Татарстана от лица правительства России прилетел министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Культурно-экономические сходства Индонезии и Татарстана

К своей вступительной речи Рустам Минниханов обратился основательно и оригинально. После нескольких «дежурных» предложений Лидер Татарстана неожиданно для многих обратил внимание на ряд сходств между южно-азиатским государством и Татарстаном.

- Индонезия - одна из наиболее интенсивно растущих экономик Юго-Восточной Азии и один из важных партнеров России. В последнее время российско-индонезийские отношения приобрели устойчивое развитие и находятся на подъеме, - обратился к гостям форума Рустам Минниханов. - Индонезия - самая густонаселенная мусульманская страна мира. В свою очередь татары - вторая по численности нация России. Самая северная часть мусульманского мира.

После культурных сходств Рустам Минниханов нашел между регионом и Индонезией сходства экономические.

- Как и в Индонезии, основа экономики Республики Татарстан - добыча и переработка нефти. Но на сегодня мы делаем основной акцент на высокие технологии в различных сферах, - отметил он.

Вместе с тем, лидер Татарстана обратил внимание, что республика с экономической стороны развита не в одной области, а сразу в нескольких. И отметил, что многие партнеры реализуются с участием иностранного капитала. То есть, с точки зрения инвесторов, регион рассматривается как особенно благоприятный.

- Татарстан - один из ведущих регионов страны. У нас развиты и нефтехимия, и автомобили, самолеты, вертолеты, суда, машиностроительная продукция. Мы экспортируем более 50% своей промышленной продукции. Особое внимание уделяется инновационному развитию, - перечислял Минниханов достижения Татарстана.

Причем завлекать в республику собираются не только инвесторов, но и туристов. Например, в Татарстане производят популярную халяльную продукцию, а для любителей спорта всегда найдется что посмотреть - от чемпионата мира по водным видам спорта-2015 до матчей Кубка планеты по футболу в 2018 году.

Но, пожалуй, главный посыл Рустама Минниханова к участникам форума - желание татарстанского бизнеса продвигаться в сторону растущего безумными темпами рынка Азии.

- Мы заинтересованы в продвижении в Индонезию продукции татарстанских предприятий, таких как автомобильный завод «КАМАЗ», «Казанский вертолетный завод», «Нижнекамскшина», «Зеленодольский завод имени Горького» и другие, - подчеркнул лидер республики.

Челнинский автогигант якорный партнер российско-индонезийских отношений

Слова Рустама Минниханова подтвердил и Денис Мантуров. Пусть выступление министра оказалось весьма непродолжительным - виной тому простуда, но получилось весьма содержательным. Мантуров особо подчеркнул, что Татарстан сегодня остается передовым регионом страны. Кроме того, республика занимает лидирующие позиции по привлечению иностранных инвестиций.  

- В последние годы Татарстан устойчиво находится в числе передовых регионов России. И добился качественно нового уровня работы, как президента, так и правительства, - сказал Денис Мантуров.

Затем министр промышленности и торговли России обозначил ряд областей сотрудничества двух государств: от сельского хозяйства и энергетики до военно-технической отрасли. Перечисляя конкретные бизнес-проекты он напомнил, что часть генеральных директоров потенциальных партнеров индонезийских гостей сидит именно в этом конференц-зале.

- У нас большой потенциал в области моторно-транспортных средств. И в первую очередь это «КАМАЗ». К перспективным проектам мы относим поставки этой техники российского производства, а затем и создание сборочного производства «КАМАЗа» в Индонезии и, конечно же, организация сервисной сети. Я уверен, что эти и другие сферы сотрудничества при должном внимании со стороны государства и заинтересованных компаний позволят обеспечить необходимую динамику в развитии двустороннего соглашения, - объяснил министр.

Азиатских партнеров ждут в Татарстане

Представительские функции, как принято говорить в политике, от лица индонезийской делегации исполнял человек с духовно близкой для Татарстана фамилией - Софиан Джалил. Министр-координатор по вопросам экономики Индонезии вот уже несколько лет занимается налаживанием связи с другими государствами. Например, в январе он уже не в первый раз посещал крупнейшее государство региона и важнейшего экономического игрока всей Азии - Китай. А до начала дипломатической карьеры Джалил занимал пост министра связи Индонезии.

В Казани Софиан Джалил впервые, но город ему очень и очень понравился. Во всяком случае, первые несколько минут своей речи гость посвятил похвалам и благодарностям в адрес Рустама Минниханова, Казани и республики.

Затем министр, который общался с гостями через переводчика, не раз отмечал, что товарооборот между странами нужно повышать: с нынешних 2,5 млрд хотя бы до 5 млрд долларов. Что касается Татарстана, он был рад слышать и от Дениса Мантурова, и от Рустама Минниханова, что «КАМАЗ» может стать полноценным участником рынка Индонезии.

Было в речи Джалила и весьма оригинальное предложение: перейти на оплату национальной валютой.

- Мы, как и вы, переживаем из-за скачков валюты, - улыбаясь, сказал министр.

После чего гости разошлись по банкетным залам, но не для того, чтобы отмечать долгожданную встречу, а чтобы наладить деловые связи или даже подписать какие-то соглашения. Общение бизнесменов и политиков затянулось на долгие два часа.

Часы совместной работы оказались плодотворными. Российским, татарстанским и индонезийским партнерам удалось достичь ряд договоренностей. В частности о том, что в Индонезии будет создан завод «КАМАЗ». Подробности не уточнялись, но производство на подобии того, что уже существует во Вьетнаме.

- Я благодарен и нашему министру, и министру Индонезии за те решения, которые приняты здесь. Мы заинтересованы в появлении своей машиностроительной продукции на рынке Индонезии. И в то же время заинтересованы в том, чтобы индонезийские  бизнесмены открывали здесь свои производства, - подвел итоги заседания комиссии Рустам Минниханов. 

Отдельно стоит отметить работу лидера Татарстана на этом форуме. Рустам Минниханов вновь продемонстрировал прекрасное умение лоббировать интересы республики в масштабах страны. Запуск производства «КАМАЗа», безусловно, повлияет на рост товарооборота между двумя государствами, а автогиганту даст дополнительную возможность поправить свои дела в период сложной экономической ситуации. 

А уже в пятницу 10 апреля в Казани пройдет заседание Российско-Венгерской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, где также будет обсуждать взаимоотношения и перспективы развития двух стран.  


Мнения 

Валерий Краснов, первый вице-президент группы компаний ViHolding:

- Татарстан - уже много лет в числе первых регионов страны. И особенно серьезно он развивается в последние несколько лет. Причем во всех направлениях. Своего производства у нас в Татарстане нет. Пока нет, но потенциал для сотрудничества на самом деле есть. Совершенно конкретный. Наш холдинг реализует в африканской республике Зимбабве многомиллиардный проект по добычи платины. Это второй в мире проект по объему запасов. Для того, чтобы построить все необходимые карьеры для добыч и обслуживать переработку сырья, нам необходимо очень много машин технического оборудования, в том числе «КАМАЗов». И мы очень серьезно работаем над уточнением спецификации необходимого оборудования. Так что я высоко оцениваю шансы, что Татарстан станет нашим основным поставщиком техники.

Михаил Курицын, исполнительный директор делового совета по сотрудничеству с Индонезией:

- Татарстан - колоссальный по развитию регион. Лидер страны. И условия постоянно улучшаются. Благодаря Татарстану мы надеемся наладить сотрудничество российских и индонезийских бизнесменов.