Парламентарии Татарстане не согласились увеличить число проверок на объектах с массовым пребыванием людей.

 

Выступление перед депутатами замминистра МЧС Татарстана Николая Суржко было запланировано заранее. Поскольку пожар в ТЦ «Адмирал» очень хорошо высветил все слабые места в системе государственного надзора за эксплуатацией подобных объектов в республике. А в марте на заседании Госсовета с участием Лидера Татарстана Рустама Минниханова был в целом одобрен законопроект «Об обеспечении пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей и о внесении изменений в федеральное законодательство», который предполагал изменить ситуацию к лучшему. Тогда же было решено проработать его в комитетах - чтобы ничего не упустить.

Читайте подробнее по теме: Рустам Минниханов: «Нужно донести нашу боль, нашу озабоченность»

Начиная доклад, заминистра МЧС Татарстана напомнил депутатам, что с 1 января 2007 года Госпожнадзор лишен права проверять объекты на стадии строительства и реконструкции. И что МЧС России отмечает увеличение числа пожаров на объектах, введенных в эксплуатацию без «визы» контролирующего органа. К таким относился и «Адмирал», в котором «в период с 2008 по 2013 год было произведено изменение класса функциональной пожарной опасности производственного здание организации торговли».

Кроме того, Николай Суржко посетовал, что Госпожнадзор имеет право проводить плановые проверки только раз в три года. И предложил вернуть ему прежние полномочия. 

- Руки Госпожнадзора сейчас связаны, - заявил докладчик. - Мы ушли на эти плановые проверки, и чтобы от них уклониться собственник раз в три года просто меняет название. Сегодня он «Астра», завтра он «Астра Плюс», послезавтра он еще кто-то и так далее. В результате к нему вообще не могут прийти, не могут его проверить.  

Николай Суржко предложил сделать исключение хотя бы для объектов с массовым пребыванием людей, выделив их в «объекты защиты особого статуса», в которые бы Госпожнадзор был бы вхож. Но таковых оказалось настолько много, что замминистра перечислял их добрых пять минут: детсады и школы, рестораны и концертные залы, торговые центры и стадионы. Словом, легче было бы перечислить те, которые бы докладчик не включил в эту категорию.

Кроме того, Николай Суржко предложил ужесточить наказание для нарушителей - не накладывать смешные штрафы, сумма которых для малого бизнеса составляет всего лишь 15 тысяч, а сразу закрывать для посещения такие опасные объекты.  

- Существующая на сегодняшний день система санкций представляется недостаточной, - заявил он. - За последние два года территориальными подразделениями надзорной деятельности ГУ МЧС по Татарстану проведено 12 602  плановых мероприятий, в ходе которых установлено, что на 7 764 объектах имеется более 100 тысяч нарушений требований пожарной безопасности. За этот же период было проведено свыше 10 тысяч внеплановых проверок по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений.  И было установлено, что более чем на 4 800 объектах данные предписания не исполнены и остаются не устраненными более 25 тысяч нарушений.

По мнению Суржко, нарушители игнорируют предписание из-за безнаказанности. Так за 2013-2014 в Татарстане было составлено более 28 тысяч протоков за нарушение пожарной безопасности, в том числе свыше 2 200 - на юридических лиц, а за повторные нарушения - 72 протокола. Но суды временно приостановили деятельность только 56 нарушителей.

Депутаты забросали докладчика вопросами: «А почему - сразу санкции? А где профилактика? А мы как-то попытались собственников зданий чему-то научить? Может быть, предприниматель не имеет возможности держать специально обученного человека, который бы отвечал за пожарную безопасность?».

- Вот в этом-то и весь вопрос, что мы все очень легко сваливаем всю ответственность только на органы МЧС, - возразил  Николай Суржко. - А закон гласит, что это, прежде всего ответственность собственника. 

- Тогда нужно не ужесточать ваши полномочия, а усиливать ответственность собственника, проектировщика, строителей, - снова возразили ему. - Зачем им еще нянька, которая будет следить и контролировать?

- Ну, если мы не участвуем на этапе выбора площадки, если мы не участвуем на этапе проектирования … , - попытался «оправдаться» замминистра. 

- А зачем вам участвовать? - тут же перебили его.- Участвуют компетентные люди.

- … Тогда мы будем получать такие «Адмиралы», - все-таки закончил свою реплику Суржко. - Они уже показали свою «компетентность». 

- Я считаю, что пожарные должны быть уже у места выбора земли, участка, - вступился за него зампредседателя Комитета Рафил Нугуманов. - Дом подходит, не подходит? Сорокаэтажный дом построят в Казани, а лестницы нет! Что мы будем делать, как тут жить? Я считаю, что это нужная сейчас работа. И эту жесткость надо подержать, потому что слишком серьезные происходят трагедии.

А депутат Ильдар Шамилов сначала высказал МЧС претензии, как он выразился, «организационного характера» - что такой важный законопроект был внесен в Комитет только накануне заседания, и коллеги лишены возможности его досконально изучить, чтобы оценить. Потом высказал и сомнения, нужны ли Госпожнадзору новые полномочия, если они не в полной мере используют старые.

- Двадцать пять тысяч предписаний не выполнены из ста! - еще раз процитировал Шамилов статистику МЧС. - То есть 25% у нас недобросовестные. Но ведь 75% - получается добросовестные! Исполнили все предписания. И за что они должны страдать? Люди у вас разные бывают, с различными угрозами. Приходит пожнадзор и говорит: не так посмотрели - извините, не так дверь открыли - я вам сейчас устрою. На 90 дней закрою ваше предприятие...

- Суд решает, - уточнил Рафил Нугуманов. 

- Погодите, я вас не перебивал? - уточнил выступающий.   

- Нет, - охотно согласился зампредседателя. - Я просто говорю, что он не сможет закрыть.

- Предоставление дополнительных полномочий МЧС может привести к злоупотреблениям, - закончил мысль Шамилов. - Даже незначительное нарушение пожарной безопасности может быть использовано для того, чтобы создать проблемы предпринимателю. А это может повлиять негативно на экономику, как отдельных предприятий, так и отдельных отраслей. 

Перечисляя все сомнительные пункты предложенного законопроекта, докладчик так увлекся, что ему напомнили о пятиминутном регламенте. Шамилов извинился, но под занавес своего выступления неожиданно высказался «за» ужесточение противопожарных санкций в отношении самих пожарных.

- В законопроекте ни слова не говорится о мерах для повышения степени ответственности самих надзорных органов в ходе исполнения прописанных государственных функций, - отметил он. -  Об этом еще прокурор республики Нафиков говорил. А насчет регламента хочу добавить, что если в следующий раз нам будут давать законы на рассмотрение за считанные часы, я просто принципиально буду голосовать против! Извините за эмоции.

В итоге депутаты решили, что законопроект в таком виде, который его представил Николай Суржко, нужно отозвать, доработать с учетом критики и снова «внести». Но уже хотя бы за несколько дней до очередного заседания. 

Отметим, что прокуратура Татарстана после пожара в ТЦ «Адмирал» начала масштабные проверки всех рынков, торговых комплексов, гипер и супермаркетов. В итоге в Набережных Челнах, Бугульминском и Высокогорском районе некоторые из объектов потребовали закрыть. На время. До устранения нарушений. В Казани не прошедших проверку оказалось семь. Документы переданы в суд для принятия по ним решения. 

Напомним, пожар в ТЦ «Адмирал» случился 11 марта. В результате погибли 17 человек, пострадали больше полусотни. Как считает следствие, здание не отвечало требованиям пожарной безопасности. Грубые нарушения были выявлены, но не устранены. Сейчас по делу о трагедии в ТЦ проходят 13 человек. Следователи полагают, что халатное отношение должностных лиц, арендатора и собственника здания привели к печальным последствиям.