Журналисты sntat.ru побывали на «Казанском вертолетном заводе», куда их пригласил молодой специалист Антон Климанов, чтобы рассказать и показать, как со средним образованием можно заработать на машину, квартиру и свадьбу.

 

6:45 утра. 24-летний Антон Климанов подъезжает к одному из самых засекреченных объектов Татарстана - КВЗ. На служебной парковке он оставляет собственный автомобиль. Минуя бюро пропусков, подставляет именную карточку к считывающему устройству. Лампочка на турникете загорается зеленым - можно идти. Перебросившись парой дежурных фраз с охранниками на КПП, пройдя через металлоискатель, Антон садится в микроавтобус. Водитель, зовут которого Артем, через две минуты остановит машину у парадной десятого цеха. Дальше Антона ждет еще одна проходная, за которой и находится сердце «Казанского вертолетного завода». Будь моя воля, слово «завод» я бы из названия убрал. Как только оно слышится в сознании возникает картина - грязный мужик, который 16 часов в сутки трудится над чем-то похожем на мануфактуру, обязательно с дешевой сигаретой в зубах и кепкой набекрень. «Казанский вертолетный» под это описание точно не подходит, и если уж его называть словом «завод», то обязательно и непременно добавлять «с евроремонтом». Это огромный город, раскинутые на десятках или даже сотнях тысяч квадратных метров цеха-ангары, где передвигаться легче и быстрее на почти рейсовом микроавтобусе, где тротуары вычищены до блеска, бордюры свежевыкрашены, а трава на лужайках уже зеленеет.

После того, как мы попали в цех, где трудится наш герой, все вопросы по поводу того, «зачем столько охраны?», пропали. Выстроенные в ряд самые известные на планете крылатые машины «Ми-8», еще даже не обшитые, но уже блестят каждым своим винтиком. Какие-то вертолеты соберут в модификации для спасателей, какие-то готовят для военных. Над их созданием трудится и Антон. По специальности он «слесарь летательных аппаратов». Отвечает за сборку двигателей к «мишкам».

- Я еще когда в авиатехническом колледже учился, четыре месяца практику проходил, готовился именно к этому. Потом сдал на 3 разряд и сюда, - рассказывает Антон Климанов, добавляя, что это только на первый взгляд вертолет кажется сложной машиной. - У нас все детали готовые. Мы их как конструктор собираем. Просто нужно хорошо знать, что и куда поставить.

Рабочее место молодого слесаря-сборщика - отдельный разговор. На специальном станке лежит многокилограммовый двигатель, каждый квадратный сантиметр которого отливается серебристым блеском. Место работы ограждено специальными стойками. Еще одна часть интерьера, которую мы сразу не заметили, но не рассказать о ней невозможно: вместо одной из стен той части цеха, где трудится Антон, находится помещение, напоминающее бакалейную лавку с панорамными окнами и столиками внутри. Там работники во время рабочего дня могут попить чай, пообедать.

- Вообще, я с самого детства любил с отцом проводить время в гараже. Оттуда и пошла любовь к технике. Так что когда пришло время решать, чем заниматься в жизни без раздумий пошел в колледж, - рассказывает нам Антон о том, как легко определился с профессией, уже в конференц-зале, что находится в противоположном крыле цеха, куда мы перебрались. - Вообще, у нас весь класс особо не думал идти в 10 класс. 5 человек только осталось, по-моему. Это из 25 учеников.

На завод молодой специалист со средним образованием пришел два года назад.

- Просто отдал документы в отдел кадров. Потом мне перезвонили. Сказали, подхожу, - вспоминает наш собеседник. - Перед комиссией собрал деталь, сдал на проверку. И мою работу приняли.

Сразу после того, как Антон устроился на вертолетный завод, дела, что называется, «пошли в гору». На вопрос о зарплате мы сами попросили не отвечать точной цифрой, ибо неэтично и завидно может стать, но получил уверенный ответ, в котором, как это ни странно, не было ни доли пафоса: «Ну, уж точно выше средней».

- За два года я успел и машину купить, отечественную пока. И жениться, - показывает нам Антон на безымянный палец. - Супруга работает администратором в кафе. Вместе взяли ипотеку на квартиру, в том же районе, где и выросли - в Авиастроительном.

К тому же молодой специалист успел полюбиться коллегам. С первого дня, по словам Антона, и бригадир, и слесари со стажем, помогали и давали советы, чтобы не ошибался.

- На ближайшее будущее я ничего такого не планирую в карьере. Пока мне у «движка» работать интересно. Может быть, стану бригадиром. Но там кроме зарплаты еще ответственность прибавляется. За работой каждого надо следить, - делится планами Антон.

Парень не жалеет, что так и не получил высшее образование. То, что сегодня рабочие профессии становятся престижными лишний раз рассказывать и доказывать никому не надо. Да и о кризисе на заводе думать некогда. Заказы расписаны на год вперед, потому голова забита тем, как в срок и качественно выполнить работу на своем участке. 

- Я доволен. Все есть. Денег хватает. Работа интересная. Не в офисе в интернете же сидеть, - улыбается Антон.- А высшее образование, хотя пока не загадываю, можно и заочно получить.

Наша небольшая экскурсия подходила к концу. Перед тем, как попрощаться Антон не без гордости заметил: «Я уверен, мысли у молодых людей поменяются. Просто привыкли считать, что человек рабочей специальности денег много не заработает. Ну, вон как в 90-е было. Зарплаты тогда не выплачивали, кормить семьи было нечем. Наверное, еще страх такой есть. Да и не знают люди, какие сейчас заводы».

Подготовлено при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.