Уникальное учебное заведение, которому нет аналогов в России, работает в Казани с 1996 года. Его ученики выступают и выигрывают во взрослых конкурсах наравне с профессиональными артистами. Портал sntat.ru заглянул за кулисы большой цирковой арены.

 

Цирк только со зрительского места веселый 

- Мне нравится быть на арене, хочу, чтобы мне аплодировали. 

- А я мечтаю выполнять сложные воздушные номера, высоты не боюсь, ведь я буду все правильно делать. Хотя жонглировать мне тоже нравится, с такими номерами можно выступать. 

Наперебой рассказывают совсем еще юные ребята из младшей цирковой группы 4-5 лет. Со слов педагогов мальчишки и девчонки в этом возрасте, конечно, отзывчивые, но бывает, что ленятся и кривляются вместо того, чтобы упражнения выполнять. А потому художественный руководитель цирковой школы Ильдар Игумнов старается не упускать из внимания ни одного из подопечных.  

- Что из них получится, еще очень сложно сказать, поэтому на первом этапе мы берем всех. А вот когда получат общую подготовку, тогда можно говорить о выборе конкретного направления, - объясняет педагог. - Это не значит, что другие дисциплины забросят, просто определят приоритеты в развитии. Раньше на начальном уровне смотрели только на комплекцию, теперь же в глаза ребенка, чтобы увидеть его стремления. Важно, чтобы и интеллект был, иначе заниматься бесполезно. 

Сегодня в школе учатся 180 детей от 5 до 16 лет. Свое мастерство артисты цирка оттачивают в хореографическом классе и манеже. Большая часть всех занятий проходит на площадке последнего. Он меньше «взрослого», но высота помещения и здесь приличная, как четырехэтажный дом. Манеж работает практически круглые сутки. Во внеурочное время педагоги ставят номера для начинающих артистов. В часы по расписанию отрабатывают технику. Вот воздушные гимнастки 12 и 13 лет взмывают вверх, похоже, совсем не боясь высоты, а ведь нужно еще успеть подумать и о выполнении трюка. Другую половину манежа отвели для самых маленьких, где идет занятие по общей физической подготовке: пробежаться, попрыгать, проползти. В противоположной части зала занимаются жонглеры.   

Чтобы стать по-настоящему профессиональным цирковым артистом нужен и крепкий характер, и умение не сдаваться, а продолжать очень много работать и тренироваться.

- За время учебы ребята пробуют все жанры, а педагоги уже определяют те, на которые стоит сделать упор, - объясняют нам тонкости циркового дела.   

В детской цирковой школе три этапа. На начальный берут с 5-6 лет и учат до 7-8, после этого заключают договор на 4 года, а кто прошел и этот этап, остаются еще примерно на четыре года. Учебный план как в училище: хореография, танец, акробатика, гимнастика, актерское мастерство, жонглирование, всего порядка 40 жанров. Урок длится 45 минут, перерыв и уже другая дисциплина, все как у взрослых, поэтому дети овладевают большинством цирковых навыков. Кроме требований к физической подготовке, важно, чтобы ребенок был дисциплинированным. По мнению Ильдара Игумнова, в цирковом искусстве нужна жесткость как в профессиональных спортивных командах. 

- Были случаи, когда все участники номера, кроме одного, приходят на репетицию, но приходится отпустить всех, день пропал, номер без одного участника ставить не получится. Раньше за такой проступок из школы выгоняли, а теперь просто снимают со всех номеров, - говорит худрук. 

Кстати, в цирковой школе есть и конкуренция, как в любой команде. Потому педагогам приходится работать с родителями, которые не всегда понимают, почему все 180 человек не могут участвовать в номере. 

- Через год школе исполнится 20 лет. Уже сегодня начинается подготовка концертной программы, из 180 детей отобрали 25 человек, которые будут выступать. И они должны знать, что это профессиональная работа, - отмечает Ильдар Игумнов. 

Что касается стоимости обучения в школе, то для родителей это довольно символическая сумма, которая в несколько раз меньше того, сколько следовало бы платить за подобную подготовку. Небольшая часть поступает из бюджета, но львиная доля всех средств выделяется из денег, изначально предназначенных для цирка. 

Приходят сотни, а остаются единицы 

Казанская школа уникальна еще и тем, что все этапы подготовки – от момента поступления до выпуска, ребята проходят в одном месте. Впрочем, стать выпусником удается далеко не всем. Когда в 1996 году открывалась школа, то записываться пришли аж 500 (!) детей. Из них заниматься стали сто человек, а закончили школу через семь лет только 13. 

Это трудное искусство, только 10% от поступающих могут закончить обучение полностью.

- Обычно, чтобы стать артистом, надо пройти три этапа: сначала цирковая студия, потом учеба в московском училище циркового и эстрадного искусства, в котором на экзамены приходят директора и режиссеры российских цирков и отбирают кандидатуры. С подходящими начинает работу центр циркового искусства, который готовит номера, и только потом получаются сформировавшиеся артисты. Все, что я рассказал, мы делаем в нашей школе, в одном месте, - не без гордости делится наш собеседник. 

У артистов цирка, как и у спортсменов, есть свои чемпионаты Европы, мира и даже Олимпийские игры. Самый престижный турнир проходит в Монте-Карло вот уже 39 лет. Туда мечтают попасть все артисты цирка, но для этого нужно иметь очень высокий уровень подготовки. Сама принцесса Монако Стефания ездит в Москву в цирк Никулина и отбирает лучшие номера для выступления. Есть народные артисты России, которые где только не выступали и каких только гонораров не получали, а в Монте-Карло на гастролях не были. А вот казанские ученики на престижнейшем фестивале произвели настоящий фурор. 

Заприметила наших артистов, как раз принцесса Стефания, которая приехала посмотреть чемпионат мира в цирк Никулина. Там казанская школа среди прочего представила номера «Воздушные гимнасты на бамбуке», «Гимнастка на полотнах», групповые жонглеры. Принцессе они так понравились, что она не раздумывая пригласила их в Монте-Карло.   

- Удивили всех тем, что это выполняют дети. Кстати, публика на представлениях там совсем другая - люди очень обеспеченные, серьезные, да и отношение к искусству иное, - замечает руководитель школы. 

Кузница кадров для конкурентов 

Вот только мало кто из выпускников находит себя в Казани. Парадокс - есть уникальная школа, но нет собственной национальной труппы, вот и приходится молодежи уходить на сторону. 

- Кто-то работает в цирке Никулина, кто-то в Большом Московском, четыре человека в Дю Солей. Ученица из номера «Воздушные гимнасты на бамбуке» уехала в сентябре в Китай, потому что не нашла для себя здесь возможностей. Между прочим, девушке всего 14 лет, но сложность номера превосходит многие «взрослые» трюки, - говорят педагоги. 

У Ильдара Игумнова была идея создать собственный молодежный цирк, но она до сих пор не реализовалась, а ведь это помогло бы оставлять талантливых ребят на Родине. В 1996 году, когда создали цирковую школу, планы были глобальные, была мечта возродить татарский цирк, национальную труппу, как в советские времена, которая лет 30 назад распалась. Но труппы до сих пор нет, несмотря на победы в престижных конкурсах. 

- Действительно, татарской цирковой труппы сейчас нет, и пока ее создание не планируется, - ответили в пресс-службе министерства культуры Татарстана на запрос sntat.ru о возможности создание местного профессионального циркового коллектива. Кроме того, в ведомстве добавили, что как-то отдельно этот вопрос не поднимался. 

Худрук признается, что сейчас думает уже не о цирке, а как бы школу сохранить, не хватает преподавателей. 

- Артист цирка, он до последнего работает, за копейки не будет преподавать. У нас нужно семь дней в неделю выкладываться, а если ты артист в программе, то можно в пятницу, субботу, воскресенье выйти на арену и получить в 3-5 раз больше. У меня только мои выпускники учат, - огорчается Ильдар Владимирович. 

Но ученики и худрук школы не унывают, об успехах казанских циркачей знают далеко за пределами Татарстана, даже фильмы снимают. В 2007 году сюда приезжал канал «Дискавери» для съемки картины о России. Цирк был выбран как одно из приоритетных направлений, и именно в детской школе в Казани журналисты нашли молодежь с фактурой. 

Несмотря на то, что нет молодежного цирка, национальной труппы, не всегда просто найти себя после окончания цирковой школы, отбоя от желающих заниматься нет. Планами на 20-летия школы художественный руководитель, заслуженный работник культуры Татарстана, заслуженный деятель культуры РТ  Ильдар Игумнов пока не делится: «И 10, и 15 лет праздновали, к нам всегда приезжают гости из Москвы. Если бы мы ерунду готовили, разве бы поехали они?».