В 2013 году легендарная группа отпраздновала тридцатилетие и отправилась в юбилейный тур. Добраться до Казани музыканты смогли только сейчас. В эксклюзивном интервью sntat.ru Армен Григорян рассказал о прошлом и настоящем группы.

 

- Как так получилось, что юбилейный тур растянулся на несколько лет?

- Начали с Украины, тогда еще не было боевых действий, ровно полтора года назад, затем Европа. Нам уже 32 год пошел, а мы все празднуем и празднуем 30-летний юбилей. Думаю, что это нормально, когда юбилей группы превращается в такой мини мировой тур.

- Какую программу привезли в Казань?

Мы превратили музицирование на сцене в несвойственное для рок-н-ролла представление. У нас нет плей-листа, мы играем то, что в данном конкретном зале, городе, даже, может, при каких-то погодных условиях в нашем представлении будет уместно сыграть. Каждый раз получатся то, чего раньше у нас не было. Почему это происходит? Потому что сам концерт - это некая повесть или путешествие с Вергилием куда-то по тем самым иллюзорным и возвышенным понятиям и персонажам, которые существуют в песнях. Иногда при каких-то обстоятельствах эти персонажи оживают. Я думаю, что каждому человеку, который уходит с концерта, кажется, что он где-то побывал, эмоциональность превышает над всем остальным: над мозгом, над сердцем. То, что чувствуем мы, передаётся людям, вот это состояние, возможно, ни в чём не нуждается, ни в шоу, ни в клоунах, ни в медведях, которые на ложках будут играть. Единственное, мы иногда сопровождаем концерт видеорядом.

 

 

- А что за фишка на концертах с сжиганием шляпы?

Раньше сжигал, сейчас пожарные не разрешают. Вы же знаете - «Хромая лошадь» и так далее. Раньше раз в пятилетку совершал аутодафе.

 

- Как вам казанская публика?

- Публика отличная. Но такое ощущение, что мы играем среди друзей. Самое главное на гастролях – это сон и правильное питание, и тогда концерт состоится на высшем уровне.

 

- Спать удается?

Удаётся. К тому же, у нас отсутствует алкоголь. Тогда получается хорошее действо и удовольствие от музицирования мы и наша публика.  

- Вернемся к самому началу, в 1983 год, когда группа только появилась. Что вы тогда хотели донести?

В то время думаю, что мы ничего не хотели донести. Когда я назвал группу таким страшным названием, может, хотел кого-то испугать. Вообще, в основе идеи лежало философское понятие «катарсис»: очищение огнём и музыкой. У меня друзья-то были собутыльники одни, никто из них толком играть не мог, только в 97 году, когда появились профессиональные музыканты, тогда мы вдруг поняли, что мы что-то из себя представляем.  

- Сейчас у вас уже профессиональный уровень? Для этого сменили состав?

Состав и тот был профессиональный, просто поменялся век и отношение к музыке. 20 лет существования того состава - это очень сильные дружеские отношения. Но в какой-то момент пришлось принимать решение: заниматься музыкой дальше или дружить и говорить тосты.  

- А для чего был создан проект «Третий ангел»?

До «Третьего ангела» всё, что касается аранжировок, было коллективным творчеством. А на этом проекте я работал с саунд-продюсером. «Третий ангел» остался чисто студийной затеей.  

- Вы говорите, чтобы записать новый альбом вам нужно время. А откуда черпаете вдохновение?

-  Не знаю. Есть такая категория художников, которые берут кисть, подходят к холсту и думают: «Что бы мне тут такого изобразить? Бабу голую, а может быть домик», выпивают пару стаканов и идут спать. Мы стараемся, чтобы этого не было, не происходило высасывания из пальца. Да, за 30 лет я написал 16 альбомов, но все они не похожи друг на друга. Некоторые альбомы, которые я сейчас слушаю, воспринимаю, как творчество другого человека. Самая главная задача для любого художника - точно отображать то время, в котором он находится, а времена, как говорил товарищ Боб Дилан, меняются.  

- Как проснулась любовь к живописи?

- У меня очень много друзей, говорящих кистью. Подглядывая, подсматривая, понимая, как это делается практически, я просто стал рисовать.

- А потом и в архитектуре захотели себя попробовать?

Даже было желание поступать в архитектурный институт. Архитектура - это совмещение круга и креста, это видоизменённые формы из Средневековья.  

- Когда-то вы не могли жить без суеты города, а сейчас тянет на лоно природы?

Всё началось с того, что я бросил курить. Затем я стал разбираться в алкоголе, как говорил Оскар Уайльд, качество алкоголя это то, что отличает кучера от джентльмена. В результате это привело ещё и к тому, что путешествия стали не так интересны, а удовольствие стало приносить длительное созерцание. Это происходит, когда вы меняете свой образ жизни, отбрасывая привычки, без которых раньше себя не представляли.