Журналисты портала sntat.ru разузнали все о новом творческом пространстве с боевым названием.

 

Что такое резиденция креативной индустрии? 

Творческие люди стараются быть в тренде, идти в ногу со временем, придумывать какие-то новые формы общения с аудиторией, новые форматы. Для таких неугомонных искателей, для креативщиков, которые готовы делиться с людьми своими идеями и творчеством, и открывается резиденция «Штаб». В Казани подобные площадки есть, но «у них своя тема», считает идейный вдохновитель нового пространства Михаил Егошин.    

- У нас же продукт более массовый, более понятный, более легкий. Мы не экзальтированная площадка для ценителей, не замкнуты на себе, - утверждает арт-директор проекта. 

«Штаб» расположился в здании швейной фабрики. Площадь 2 тысячи квадратных метров. Резидентами станут креативные люди и компании. Будет здесь даже свой кинотеатр и кофейня. 

Для кого «Штаб»? 

Ежедневно здесь будет проходить 4-6 самых разных мероприятий. О такой насыщенной программе говорят уверенно, ведь их организация - это один из основных критериев отбора резидентов. «Мы берем лучших в своей сфере, тех, за кем пойдут люди. Они должны быть местом притяжения своей аудитории. Например, если к нам заселяется архитектурное бюро, будьте добры открыть публичную городскую архитектурную школу или обучающий проект, или организуйте какой-нибудь ивент, который бы притянул большое количество людей, которые заинтересованы в этом виде творчества», - объясняет Михаил. 

В «Штабе» ждут, выражаясь современным языком, смарт-публику, то есть молодых, но уже состоявшихся людей, которые знают, чего хотят и как этого добиться. «Бисероплетение, рисование песком - это тоже очень круто, но наверное, для других креативных пространств, - говорит собеседник. - У нас есть в Казани куча маркетологов, дизайнеров, архитекторов, пиарщиков, бизнесменов, которым не хватает конструктивной среды, встреч, публичных семинаров, федеральных экспертов». 

Когда заработает? 

Официальное открытие «Штаба» запланировано на вторую половину апреля, но некоторые мероприятия проходят уже сейчас. 

- На первой волне мы хотели «заселить» десяток резидентов: пять якорных и еще пять, потом еще десять. Нам уже сейчас поступило около 40 заявок на членство и 20 заявок на события, - говорит Егошин. - На презентации ждали тоже несколько десятков жителей, а пришло две сотни! 

Сейчас полным ходом идут отделочные работы, совместно с местными дизайнерами проектируется мебель и атрибутика. В «Штабе» уже организуются фотосессии, совсем скоро откроется первая выставка #доброеутротатарстан, ведь, по мнению идейного вдохновителя Михаила Егошина, главное, чтобы работа всегда кипела и место не простаивало: «Мы не хотим повторить участь других лофтов, которые с шумихой открылись, проработали какое-то время, а потом закрылись, поэтому мы не привязываемся сильно к определенной дате». 

А как у других? 

Такие резиденции, где креативные бизнесмены находят кров и поддержку, есть почти по всей стране. В Питере их около пятидесяти, много в Москве. Бывший пивоваренный завод в 2007 году стал креативным пространством под названием «Винзавод», в следующем году там же в Москве  завод стекла и хрусталя переделали под креативный кластер «Флакон», известен и питерский лофт «Этажи». Постепенно подтягиваются другие российские города, очередь дошла и до столицы Татарстана. На вопрос, почему в Казани такое пространство открывают только сейчас, Михаил Егошин отвечает, что всему свое время, главное - чтобы все было органично.  

- За последнее время я объездил большое количество городов России, в пяти регионах я консультирую такие проекты. В Красноярске все шло гораздо тяжелее, те процессы, которые длились полгода, здесь укладываются за месяц. Здесь есть креативный бизнес, и он прокачан: развита индустрия красоты, есть профессиональные пиар-агенства, медиа-проекты, дизайнеры, архитекторы, есть театральные и кино проекты, - считает организатор. 

Что «Штаб» даст городу? 

Планы у ребят грандиозные - развить креативный бизнес в республике до европейского уровня: почва подготовлена, бери, вспахивай и сажай. Авторы проекта рассчитывают сделать «Штаб» местом для привлечения туристов и специалистов из других городов, местом встречи креативных единомышленников со всей страны. 

- Сегодня Казань конкурирует не с Питером или Москвой, а с Европой. Многие мои знакомые после работы в Москве возвращаются сюда, таких историй куча, а если выбирают делать рывок, то выбирают европейские столицы, а не нашу. Это значит, что здесь есть большой задел для создания креативной среды, - говорит Егошин. 

Как на этом зарабатывать? 

Идея понятна, она современна и нужна. Благодаря «Штабу» мы получим большое насыщенное пространство, где бок о бок будут креативить стилисты, дизайнеры, медийщики, модельеры, а также вместе с этим новые ивенты, выставки и обучающие школы. Но кто за все платит и организует? На этот вопрос Михаил отвечает уклончиво, сетует на любопытство казанцев и отвечает: 

- В Петербурге мне звонят резиденты и спрашивают: «Михаил, какая ставка, сколько квадратов, можно мы придем, посмотрим?». Казань - город специфический, за это я его и люблю, здесь первый вопрос: «А кто за этим стоит?». Вы видите того человека, который за всем этим стоит. Конечно, у меня есть целая команда, все решения мы принимаем вместе. 

Хотя здание бывшей швейной фабрики по улице Татарстан не находится в собственности организаторов «Штаба», несомненно, что расходы сейчас идут значительные. Как же работает модель креативного пространства и на чем зарабатывают резиденции? Конечно, это арендная плата с участников, хотя ее стоимость по идее должна быть меньше рыночной. 

- Естественно мы не благотворительный проект, все резиденты заходят по ставке. Но мы и не классический торговый центр, где задача стоит в получении сверхприбыли. Наша задача - создать среду и насытить ее нашими друзьями, флагманами индустрии, сделать так, чтобы эта площадка сама себя окупала за счет событий, локаций, - объясняет Егошин. - Вообще же разговор об инвестициях - это отдельная тема для интервью, сейчас я хочу сосредоточиться больше на идеи проекта.


Мнения

Олег Самойлов, фотограф

- «Штаб» - на мой взгляд, это свежее дыхание в Казани. Самое главное очень вовремя! Были попытки сделать похожие проекты, но они были не продуманы, у них не было четкой идеи и стержня. Здесь все есть. Как только мы узнали про проект, сразу поехали посмотреть площадку под фотошколу и вот уже 7 апреля мы проводим там первый мастер-класс по фотографии.

Роберт Хасанов, директор Центра современной культуры «Смена»

- Принципиальное отличие «Смены» от «Штаба» в том, что «Смена» не является местом сборки различных (или похожих друг на друга) компаний или объединений. Мы не «креативное пространство» в том смысле, в каком себя позиционирует «Штаб». Надо сказать, за полтора года существования мы вообще ни разу не употребили слово «креативный». У нас нет задачи объединять в себе разные предприятия, наша задача - показывать им и многим другим современное искусство и рассказывать о новой гуманитарной мысли.

Марат Мингалеев, заместитель регионального директора по рознице «Промзвязьбанк»

- Ребята смелые и рискованные. Трудно сказать именно про данный проект, потому что очень многие составляющие неизвестны. Многое пока на словах, что получится в реальности не ясно. Любое начинание, особенно в условиях кризиса, во всяком случае, достойно внимания. Креативный класс - понятие такое несколько размытое, непонятно, чем люди занимаются. Но думаю, если формат будет таким же, как на словах, то возможно дело пойдет, особенно сейчас, когда в условиях кризиса особо ценится креативность, другой взгляд на вещи. Несомненно, ребята молодцы.

Даниил Фэй, художественный руководитель студии FILMFAY

- Я видел все на уровне идеи. Как получится, мы не знаем, будем надеяться, что получится так, как задумали. Если бы такой проект появился несколько лет назад, то я как начинающий руководитель своей студии пришел бы туда, искал бы там себе сценаристов, художников, людей небезразличных к мультфильмам. Команда сильная, если будут стараться, то у них все получится, в каком-то смысле поменяют атмосферу города.

 Айрата Бик-Булатов, поэт, журналист, доцент, преподаватель КФУ, института социально-философских наук и массовых коммуникаций

- «Штаб» нужен, как и всё проекты, нацеленные на поддержку предпринимательских и культурных инициатив, коммуникацию активной и творческой молодёжи. Чем больше будет такого, тем лучше. Пусть люди больше создают хорошего, общаются между собой, находят себе партнёров, коллег и друзей, и вместе с этим и городская среда Казани станет активной и творческой, чтобы и люди, ещё не проявившие себя увидели то, как меняется город, вдохновились бы этим, чтобы расширялись ряды активных граждан, готовых вложить свои усилия в преобразование пространства родного города, района или улицы. Надеюсь, это будет популярно, но уже сейчас, судя по тому, что сообщается, что заявок много - надежда такая есть. Сколько бы ни отведено было жизни этому проекту, уже одним фактом своего появления он расшевелил многих молодых инициаторов социально-культурных преобразований в Казани.